С 22 февраля, Прощеного воскресенья, начался Великий пост. Сейчас поститься стало модно. Кто-то считает, что сможет таким образом очистить магазинов от вредных веществ. Для кого-то это просто вид диеты. Многие забывают о том, что пост имеет важное религиозное значение.
Для верующих отказ от пищи — лишь малая часть того, чем является пост. Даже в одном из чтений Библии, которое читается в храмах накануне поста, говорится «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест». В чем же тогда суть этой распространенной сегодня традиции, если не в отказе от еды?
БГ решил разобраться в этом вопросе. Мы узнали у представителей католической, протестной и православной церквей о том, что такое пост и в чем его религиозный смысл.
Отец Владимир (Архипов) Православный священник, протоиерей храма Сретения Господня в Новой деревне |
О смысле поста сказано бесконечно много на разном уровне для разной аудитории. Церковь в лице святых и служителей настойчиво и определенно говорит, что главное его назначение не в изменении структуры питания и жизненного уклада, а во внутреннем преображении. Поэтому я не буду говорить о технике, правилах, об особенностях Великого Поста. Скажу только о том, что мне понятно и чем он важен для меня. Потому что одно дело говорить о смысле поста как обобщенного чужого опыта, пусть и великого и другое дело становится ли он моим личным опытом.
Мне кажется, для того чтобы понять смысл и цель поста, необходимо понять смысл и цель собственной жизни. Если она сводится к земному, временному измерению, ограниченному пятью органами чувств, то разговор о посте будет близок к самоистязанию или богохульству. При таком понимании смысла жизни, чем больше и вкуснее, тем лучше. Все ограничивается потребностями плоти.
Люди, которым этого мало и не могут не искать большего – в науке, искусстве, спорте, карьере, работе, хобби, в поиске себя неизбежно проходят путь воздержания, самоорганизации, преодоления себя. В соответствии со своей шкалой ценностей они жертвуют второстепенным ради главного интереса. В разряд второстепенного может попасть многое — здоровье, отдых, близкие, быт. Главный интерес – тот смысл, который сложился на данный момент у человека. Такое воздержание часто вызывает искреннее уважение. Оно служит завидным примером для всех постящихся, хотя часто и неповторимым. Но все же, назвать это подвижничество постом было бы неверно.
Когда же человек открыл для себя мир духовного восхождения, когда в жизни появляется вектор направленный к Небу, к Вечности, к поиску и обретению Бога, тогда естественным порядком в жизнь входит новый опыт познания себя и Бога. Этот опыт и можно назвать постом. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что пост открывает дверь на Небо, что он поднимает человека с земли возносит на высоту. Он является пробуждением и выходом на свободу всех лучших внутренних свойств человека. И одновременно ведет к преодолению внутреннего зла, совершается «развод» с ним. Для этого есть самый ценный «стимул» -не самосовершенствование, а встреча с Богом.
Душа устремляется к Истине и горней(высшей) реальности и становится ей доступна. На этом пути происходит рождение личности, задуманной Творцом. Человек начинает чувствовать потребность прикосновения к особому миру духовности, к живой личности Христа. Все понятия приобретают новые звучания и новый смысл. Так вот на этом пути, к таинственной, но реальной цели, человек сам начинает ощущать потребность максимальной целеустремленности, цельности, собранности. Вслушиваясь и вдумываясь в призывы Христа, вникая в опыт подвижников, человек учится вырываться из привычного, обыденного мира преходящих интересов в сферу непреходящего, вечного, настоящего. И тогда на горизонте возникают многообразные виды воздержания, самоограничения, самоуправления, духовных и физических упражнений. Но в этом случае они являются желанными, осмысленными, действенными, светлыми, радостными. Потому что ведут к живой Истине и Любви, к самому Христу.
Что касается моды на пост. Мода не самое страшное, что есть в мире и вере. Пока человек не научился жить и думать самостоятельно, доверять своему вкусу, уважать себя, ему нужны штампы и указания авторитетов. Страшнее фальшь, фарисейство, цинизм, самовлюбленность. Страшнее, когда человек пытается научить Бога, каким Он должен быть и использует имя Божие в своих властолюбивых целях. Вы знаете, Бог настолько хочет обретения каждым Истины, настолько хочет избавить всех от ада бессмысленности и абсурда, от нелепого идолопоклонства самому себе, что Он согласен на любой путь, который приведет человека к прикосновению к Спасителю. Бог настолько смиренен, что главное для Него не как придет человек к Нему, а придет ли вообще. Он ждет любого модника, как отец блудного сына. Пусть будет мода на пост, лишь бы не было моды на поедание человека человеком.