Атлас
Войти  

Также по теме

​Послание Путина: дайте время, все решим

За тезисами о пользе спартакиад по рабочим специальностям, налоговых каникулах и амнистии возвращенного в страну капитала простую мысль "нам нужно больше времени, чтобы понять, как жить дальше" спрятать не удалось

  • 13077
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

От ежегодного послания президента Путина ждали чего угодно. Повторного крещения Руси путем переписывания Конституции. Отключения интернета по всей стране. Либерализации (неважно, что именно это значит) или наоборот мобилизации экономики. Объявления войны Украине, объявления мира со всем миром и полной отмены санкций. Ждали, грубо говоря, нового курса: инструкции или хотя бы памятки на тему "как нам жить дальше и выбраться оттуда, где мы все оказались". Ждали видения или хотя бы видЕния будущего. Ждали если не правды, то резкого поворота руля. Если не мира, то хотя бы рассказа про то, как и когда все это закончится, и все снова будет хорошо. Если не отставки правительства, то хотя бы пары крепких кадровых толчков. 

Но не дождались. На выходе все получилось не так интересно и многозначительно. Путин отказался и от правок Конституции, и от мобилизации, сосредоточившись на вещах, которыми президент и заниматься-то не должен. За тезисами о пользе спартакиад по рабочим специальностям, налоговых каникулах, которые, по факту, всего лишь означают, что власти не откажутся от того, что обещали в 2012 году, и амнистии возвращенного в страну капитала (особенно завлекательно это предложение звучит на фоне роста курса доллара до 53 рублей) простую мысль "нам нужно больше времени, чтобы понять, как жить дальше" спрятать не удалось, да и кажется, что никто к этому особенно не стремился. Президенту нужно время и ничего больше. С проблемами можно будет разобраться когда-нибудь потом. Сейчас важно просто выиграть время. 

Путин не знает, что делать с экономикой. Не уверен, что стоит освободить бизнес от пресса силовиков, но и давить на них сильнее, чем давят сейчас, не хочет. Поэтому затевает странную реформу проверок и контроля, смысл которой, как и все последние годы, заключается в том, чтобы ничего не менять. Путин понимает, что новые налоги нужны, но надеется, что нефть скоро отрастет, и бюджет снова насладится приятным сочетанием дешевого рубля и дорогих баррелей. Поэтому, уже введя несколько новых налогов, предлагает подождать: больше ничего не меняя, посмотреть, что будет твориться на рынке, и говорит при этом о неизменности условий ведения бизнеса в России. Путин точно не верит в иностранные инвестиции – это хорошая новость, потому что вера в иностранные инвестиции означала бы некоторую неадекватность, – но не знает чем их заменить. Денег мало, как бы намекает президент, но не настолько мало, чтобы экономить, например, на обороне.

Путин не знает, что делать с политикой. Крым в своей речи он приравнял к Иерусалиму, намекая, что статус полуострова как части России имеет высший приоритет для государства, такой же, какой сам Иерусалим – непризнанная столица Израиля – имеет для Израиля. Но это не тянет на сигнал: это простая констатация факта, которая скоро набьет оскомину даже самым преданным сторонникам Путина. Неловкий оборот "Крымская весна" на сигнал тоже не тянет: "русская весна" - это что-то политическое, а "крымская" – это про метеорологию и сельскохозяйственный год. Других политических сигналов в речи президента не было. Кажется, что политика и выборы в Госдуму, которые пройдут через два года, пока его не интересуют. Или просто находятся пока за горизонтом планирования, который Путин может себе позволить. 

Геополитика и международные дела беспокоят президента: он потратил много времени, перечисляя друзей России и грехи ее врага – США. Но пространство возможностей здесь минимально, никакого пространства тут, в сущности, нет. Россия не может отменить санкции, не может изменить общественное мнение на Западе, не может вернуть Украине восточные области, не может вообще ничего существенного. Она может только занимать ту позицию, которую и занимает сейчас. А это тоже не месседж. 

Собственно, тут можно ставить точку. Множество мелочей, которые предложил президент, не укладываются в новый курс, не сильно отличаются от старого, да и вообще никакой общей картины не создают. Путин ждет, пока подоражает нефть, пока Запад перебесится и отменит часть санкций, пока экономику вылечит очень дешевый рубль, время и необходимость заменить тысячи резко подорожавших импортных товаров. В этом смысле, это действительно очень либеральное послание. Сегодня, в данный конкретный момент, Путин не знает, что делать, и поэтому предлагает нам и элите немножко подождать. Например, еще год, пока ситуация прояснится, и можно будет всерьез задуматься о том, как жить дальше. 

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter