Атлас
Войти  

Также по теме

Посадок на Тверской не будет

Несмотря на желание москвичей и обещания чиновников, на тротуарах Тверской все равно не будет полноценных деревьев. БГ выяснил, почему вместо них точечно расставят липы и рябины в ящиках с землей и кому это выгодно

  • 7216
Tverskaya.jpg

Сейчас об этом мало кто помнит, но липы на Тверской появились в результате грандиозной озеленительной операции. В центр Москвы тогда привезли совсем взрослые деревья, 40–45 лет от роду, которые годами специально растили и готовили в питомниках. Сейчас лип такого возраста в России при всем желании не найти, только где-нибудь в старейших питомниках Германии. Деревья сажали в 1947 году, к 800-летию Москвы. Уже до 850-летия столицы большинство из них не дожило. А сейчас на всей Тверской остались ровно две липы, влачащие жалкое существование перед домом №22а.

Зато власти регулярно обещают москвичам вернуть деревья на главную столичную улицу. Делают они это начиная с 2009 года, когда главный художник Москвы Игорь Воскресенский заявил: «Несмотря на то что это дорогостоящее и трудоемкое занятие — ломать асфальт и сажать деревья, — делать это все равно стоит».

С тех пор успели смениться мэр, глава профильного Департамента природопользования и охраны окружающей среды, префект ЦАО. А затея Воскресенского только-только вышла на финишную прямую. На худсовете Москомархитектуры в середине июля проект повторного озеленения Тверской практически утвердили. Только вот ни о каком «ломать асфальт и сажать деревья» речи уже не идет. 
 «Озеленить Тверскую можно только за счет растений в контейнерах»

«Озеленить Тверскую можно только за счет растений в контейнерах», — такой вердикт вынесли в Департаменте природопользования. Объясняют тем, что в 1990-е годы под живыми еще липами проложили инженерные коммуникации, что тогда законом запрещено не было. Часть деревьев погибла от этого, остальные поумирали по другим причинам. Но теперь закон (в виде Московских городских строительных норм) твердо стоит на защите труб и кабелей — сажать новые липы на прежнем месте уже нельзя. В мэрии отклонили даже вариант с заглубленными контейнерами, при котором деревья выглядели бы растущими в земле. Все из-за тех же инженерных коммуникаций. 

Это не единственное разочарование. Оказывается, даже такие деревца в контейнерах не выстроятся вдоль всей улицы от Манежной до Триумфальной. Озеленять Тверскую будут только в трех местах.

 Озеленять Тверскую будут только в трех местах — у городской мэрии, на Пушкинской и Триумфальной площадях 
«Рекреационная нагрузка на улицу огромная, тротуары узкие, поэтому сажать деревья рядами вдоль тротуара не представляется возможным, — уверяют в Департаменте природопользования. — Для озеленения рассмотрены три ключевых участка Тверской общей площадью 3 га: у городской мэрии, на Пушкинской и Триумфальной площадях».
Все это решено еще весной, обсуждаются лишь детали. Например, из чего делать контейнеры. Были варианты с металлом, деревом, пластиком, но после согласования с ФСО сошлись на террористически безопасном бетоне. Согласования уже получены во всех заинтересованных ведомствах, кроме Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Там должны решить, не помешают ли кадки с деревьями организации парковочных мест. И если помешают, то департамент внесет свои коррективы, а деревья еще немного потеснятся.

В коробках с землей будут расти липа мелколистная, рябинник рябинолистный, роза морщинистая и жимолость татарская. Собственно озеленение Тверской начнется не раньше следующего года. В этом году денег на него не отпущено.

«Сажать деревья в контейнеры действительно имеет смысл, если потом убирать их на зиму, — считает завсектором охраны природы Московского региона ВНИИ природы Борис Самойлов. — Ведь опаснее всего для растений эмульсия, образующаяся, когда снег на проезжей части щедро заливают противогололедными реагентами, чтобы не возиться с его уборкой». Под колесами автомобилей брызги этой грязной жижи поднимаются очень высоко — до 30 метров на ровных прямых участках дороги, до 7 метров на светофорах, где скорости меньше. В ней очень много хлора, поэтому она буквально выжигает почки деревьев. «Дерево, конечно, не гибнет. Внутри ветки есть спящие почки, которые просыпаются весной, примерно на месяц позже, — рассказывает Борис Самойлов. — И молодые побеги на месте сожженной почки начинают расти пучком — такие характерные пучки мы можем наблюдать на большинстве московских деревьев, растущих у дорог». 
 В коробках с землей будут расти липа мелколистная, рябинник рябинолистный, роза морщинистая и жимолость татарская

Впрочем, ни о какой уборке деревьев с Тверской на зиму сейчас разговора нет. У решения с кадками совсем другие причины. Кроме того, растениям в городе и летом тяжело. Из-за обилия камня и асфальта возникают совершенно ненормальные для нашей природной зоны перепады температуры. К счастью, человечество уже научилось преодолевать все эти трудности. «В том, чтобы посадить деревья на Тверской в грунт, нет ничего невозможного, — объясняет первый вице-президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России Илья Мочалов. — В конце концов, в Швеции и Норвегии тоже используют реагенты, а деревья растут. Да, городская среда тяжелая и требует соблюдения определенных технологических моментов. Все это вопрос политической воли, финансирования и наличия грамотных специалистов».

Конечно, просто посадить деревья на тротуаре и рассчитывать, что они будут расти сами по себе, уже нельзя. Придется ежедневно опрыскивать кроны. В грунт необходимо будет заложить специальные подкормочные трубки. Разработаны корнеобразовательные стимуляторы и укрепляющие удобрения, которые надо давать на зиму. Потребуется более радикальная обрезка крон. Наконец, надо будет чаще осматривать такие деревья на предмет болезней. Ведь растительность у дороги ослаблена и очень уязвима перед паразитами. 
 «Контейнерное озеленение очень удобно для регулярного списания средств»

Все это удовольствие не из дешевых. Еще дороже будет переложить трубы и кабели под Тверской, чтобы вернуть деревья на их законное место. Но по прошествии времени эти затраты себя оправдают, поскольку деревья в коробках долго не живут. «Их придется менять не реже чем каждые два года, — объясняет Илья Мочалов. — Или пересаживать в новые контейнеры, что тоже очень затратно. Тут скупой, как обычно, платит дважды. Впрочем, контейнерное озеленение очень удобно для регулярного списания средств».

Все это замечательно укладывается в общую логику московского городского благоустройства. Вместо того чтобы сделать один раз и хорошо, в мэрии, видимо, предпочитают тратить деньги снова и снова. Отсюда и газоны, которые надо регулярно подновлять, поливать, стричь вместо разнотравных лугов, и море однолетних цветов, сменяющих друг друга на московских улицах, и плитка, встающая буграми уже на следующий год, и требующий регулярной замены асфальт. Если держать в уме эту логику, то в истории с деревьями на Тверской удивляться абсолютно нечему. 
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter