Атлас
Войти  

Также по теме

Порядок вещей


  • 1105

Беседовала я недавно с несчастной мамой о проблемах, возникающих у ее семилетнего сына в школе. Учительница жалуется, что ребенок не в состоянии ни на чем сосредоточиться, все забывает и путает, и вообще - абсолютно неуправляем. Дома - та же картина. Мальчик не может сам делать домашние задания, постоянно отвлекается: то в телевизор засмотрится, то сока захочет попить... Тут я уточнила: где же ребенок учит уроки, нет ли каких-то отвлекающих факторов? Оказалось - на кухне, в которой в то же время мама готовит еду, и, чтоб не скучать, смотрит телевизор. Я стала дальше выяснять, как организована жизнь малыша в семье, и обнаружила, что ни для одного из его привычных занятий нет отдельного, специально выделенного места, более того - у него вообще нет своего постоянного места в доме. Впрочем, как и у всех остальных членов семьи.

Поведение человека во многом формируется средой, в которой он живет. A значит, по-разному организовывая предметный мир и пространство вокруг него, мы можем развивать различные формы поведения.

В раннем возрасте развитие ребенка происходит через внешние стимулы. Предметы при этом становятся важным источником информации. Причем не только о собственных свойствах, но и о мире в целом. Кроме того, "обживаясь" в квартире, малыш впервые получает представления о пространстве как таковом: где лево и где право, где что стоит и лежит и как меняется обстановка. То есть он осваивает «карту местности» и учится по ней ориентироваться. И от того, насколько комфортно ребенку будет в первой в его жизни среде, во многом зависит, как сложатся потом его отношения с миром вообще.

Например, если вокруг много опасных вещей и мама постоянно говорит слово «нельзя», то на подсознательном уровне человек потом всю жизнь будет ждать от мира опасностей. Если у малыша нет своего места в доме, то и став взрослым, он будет с трудом организовывать рациональное, комфортное пространство вокруг себя. A если вещи в доме постоянно кочуют, то восприятие пространства будет затруднено на многие годы.

Но это еще не все: отсутствие разумного порядка мешает детям усваивать правильные формы поведения. Если малыш каждый раз ест на новом месте, ему трудно понять, где это можно делать, а где - нельзя. И поэтому не исключено, что в будущем он будет приходить с бутербродом на урок или в театр, а дома оставлять грязные тарелки по всей квартире. Наоборот, если в раннем возрасте у ребенка сформируется правильный стереотип поведения - скажем, привычка есть в стульчике на кухне, то он с легкостью усвоит, где еда уместна, а где - нет. То есть проблемы просто не возникнет.

Так же обстоит дело с игрой и с уроками: если для них нет выделенного уголка, то ребенок не сможет разобраться, где и когда этим можно заниматься. Как показывает практика, огромное число жалоб на неуправляемое детское поведение от педагогов и родителей связано именно с пространственными проблемами ребенка.

Как этого избежать? Постарайтесь как можно раньше предоставить ребенку личное место. Дайте ему возможность быть там хозяином и самому устанавливать правила. Во всех остальных помещениях определите правила сами и сделайте их неизменными. Скажем, в ванной повесьте специальный мешочек для игрушек, которые ребенок имеет право брать, когда захочет. Но зато мамину косметику или папину бритву запретите трогать раз и навсегда.

Такая организация облегчит и вашу жизнь. Например, ящик с игрушками на кухне займет малыша во время приготовления обеда. Пока вы будете варить и жарить, он будет играть рядом. И вам не придется каждый раз заново объяснять, что тут можно брать, а что - нет.

К слову сказать, с мамой, о которой мы говорили в начале, мы подробно обсудили, что можно сделать в ее квартире, чтобы упорядочить жизнь ребенка. Через некоторое время она с удивлением рассказала, что на родительском собрании учительница наконец-то впервые похвалила сына.

Общение и интересные публикации на Еве.Ру

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter