Виктор Полещук «Мера личности», Линор Горалик «Подсекай, Петруша», Игорь Жуков «Язык Пантагрюэля», Мария Степанова «Проза Ивана Сидорова„, Андрей Родионов “Игрушки для окраин». Фотография: Зарина Кодзаева
Совершенно непонятно, по какой причине, но последние два-три года в стране происходит форменный поэтический бум. В московских клубах сотни людей собираются, чтобы послушать стихи современных поэтов: каждый день проходит по два-три литературных мероприятия. Несколько издательств («Арго-Риск», «НЛО», «Новое издательство» и прочие) ежемесячно выпускают различной толщины поэтические сборники. В Москве выходит два журнала, посвященных исключительно поэзии.
По словам главного редактора журнала поэзии «Воздух» Дмитрия Кузьмина, в настоящий момент в стране активно работают не менее 600 авторов, творчество которых заслуживает самого пристального внимания читателей и критиков. Вне Москвы — в Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и других городах — ежегодно проходят не менее десяти поэтических фестивалей.
Оживление на поэтическом фронте, естественно, вызывает к жизни и новые формы творчества. Так что те, кто думает, что современная русская поэзия в большинстве своем все еще состоит из забулдыжных откровений, описаний природы, интеллектуальных озарений и трепетных любовных признаний, сильно ошибаются. Сегодня все больше авторов все чаще предлагают читателю не откровения и исповеди, а увлекательные истории.
В этом смысле среди множества изданных в последнее время поэтических книг выделяются сборники пяти авторов. Практически все стихотворения в них могли бы стать основой для киносценариев или канвой для психологических приключенческих романов.
Осенью прошлого года русский ЖЖ запоем читал поэму никому не известного Ивана Сидорова. Некий юзер sivash регулярно выкладывал на своей странице главы необычного романа в стихах, который, как казалось вначале, был посвящен жизни низов в провинциальной глубинке, а по ходу действия превратился в сказочный остросюжетный детектив:
Помнишь, в июне, году в девяносто пятом,
оборотня ловили в гречишном поле?
Так вот и я бегу без ума и воли,
в форменном кителе, порванном и измятом.
Больше с тобой не увидимся, дорогая,
и ни на том, ни на этом, я полагаю.
Толпы ЖЖ-юзеров безуспешно гадали — кто такой Сидоров? Провинциальный самородок? Синтетический проект группы известных авторов? Оказалось, автор — известный поэт Мария Степанова. После публикаций в «Афише» и сетевом журнале «РЕЦ» стихотворный роман-мистификация «Проза Ивана Сидорова» вышел отдельной книгой.
На невероятных историях из жизни современных маргиналов специализируется и поэт Андрей Родионов. В книге «Игрушки для окраин» расширенное сознание мытищинского поэта заводит его в окраинные районы Москвы, на пустыри ближнего Подмосковья, заставляет изучать жизнь представителей малого бизнеса, бомжей и алкоголиков. Сочетание красочных описаний житейских ужасов, отстраненный взгляд автора и небольшие дозы фантастики делают истории Родионова чрезвычайно зрелищными. Вот, например, сюжет: два деклассированных элемента, автор и его друг Вольдемар, идут по помойному пустырю в районе реки Ички и случайно натыкаются на представителя «народа холмов». Следуя за эльфом, друзья становятся свидетелями мистического ритуала:
но Вольдемар, ведь только у меня был клевер,
не разглядел инфернальности местной братвы
совету доброго бомжа не поверил
прошел в центр круга и из кубка эльфа
выпил какой-то бурды.
Продолжение истории можно услышать в авторском исполнении — к книге прилагается диск, на котором Родионов читает стихи под аккомпанемент группы «Елочные игрушки».
Большинство стихотворений, вошедших в сборник Линор Горалик «Подсекай, Петруша», это тоже небольшие истории или их фрагменты. Самые реалистичные и самые невероятные случаи вроде рассказа о встрече Гагарина с Богом или описания сборища мертвецов на Чистых прудах вызывают ощущение угрожающей неустойчивости мироздания и глубокой жалости к себе и окружающим:
Собачку все кормят.
Она гордо ходит
по квадратам клумб, как своевольная пешка.
Подвывает воплям, когда оказывается у окошка.
В глазном отделении зрячие играют в шашки.
«Слышь, — говорят, — кошка».
Корни современной «эпической», нарративной русской поэзии (главные черты, отличающие ее от классических баллад и традиционного эпоса: автор и рассказчик — нетождественны, автор максимально дистанцирован от текста, создаваемый им эпический контекст может никак не быть связан с реальностью, стихотворение может не представлять историю до конца, а высвечивать лишь небольшой ее фрагмент) обнаруживаются в 80-х. Один из первопроходцев — Виктор Полещук. Литературный новатор, нашедший свой особый стиль еще во глубине советских времен. Большую часть жизни он провел в Душанбе. Никто его, конечно, не печатал. Потом из-за войны Полещук переехал в Краснодарский край, в поселок Гулькевичи, где живет в полной культурной изоляции и продолжает писать стихи. Теперь его наконец печатают:
сбивали людей с огромными рогами на головах,
дарили третьей и четвертой жене
по килограмму конфет
и оставляли одних на морозном полустанке,
надевали поверх брюк фиговый листок
и торговали среди площади порнухой —
чего мы только не делали…
И наконец, еще один, возможно, наименее известный из всех названных здесь «историков» — Игорь Жуков. На одном вечере, где поэты читают стихи, а критики их тут же критикуют, ко мне обратился человек с необычным средневековым лицом. Он сказал: «Я здесь раньше тоже выступал, но они сказали, что это не стихи». Непризнанный поэт представился и подарил свою книжку. Что же в его стихах так не понравилось критикам?
В 1905 году Саре Бернар отрезают ногу
импресарио одного американского цирка
присылает ей письмо с предложением:
10 000 долларов за отрезанную ногу чтобы
выставить ее в частной кунсткамере и гарантирует
Бернар бессмертие.
Сборник престранных историй и необычных сентенций поэта из города Иванова Игоря Жукова называется «Язык Пантагрюэля». Те, кто говорят, что это не стихи, просто ничего в них не понимают. А те, кому не интересна история про ногу Сары Бернар, возможно, ничего не понимают в интересных историях.
топ-5
Поэтические сборники
Данные интернет-магазина «Озон»
01. Иосиф Бродский «Часть речи»
02. Валентин Гафт «Красные фонари»
03. Евгений Евтушенко «Весь Евтушенко»
04. И.С.Барков, М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин «Озорная классика для взрослых»
05. Антоний Федоров «Aria clinica. Эпическая басня о болезнях врачей»