Иллюстрация: Сергей Максимов © Студия Лебедева
Раньше было не то что сейчас. Раньше не то что сейчас одежда человека говорила о нем все. Этим «всем» была его, человека, сословная принадлежность: крестьяне носили лапти, аристократы фраки, а купчихи
Теперь одежда тоже говорит о человеке все, в том числе и о его классовой сущности, но это только если приглядеться и залезть за шиворот, посмотреть на ярлык. Но если не сильно приглядываться, все мы сейчас экипированы примерно одинаково. Коммуниста от правоцентриста отличить если и можно, то скорее все же по лицу, а не по одежде.
Одним из последствий этого явился бум надписей на майках. Но иногда майка с текстом не годится, именно потому, что говорит слишком ясно. Иногда одежда или
Понятно, что такие вещи мгновенно превращаются в просто модные штучки и смысл умирает в них естественным путем. Несмотря на это, власть (в нашей стране особенно) верит, что волшебная сила в этих штучках остается, и пытается присвоить нонконформистские символы, поставив их на службу собственным целям. Если бы в брежневском СССР догадались, то заставили бы всех комсомольцев ходить в джинсах, причем обязательно в рваных, ну как бы в знак скромности. Но ограничились брезентовыми куртками туристов-антисоветчиков, приспособленными под униформу стройотрядов.
Теперь присваиваются буквально-таки фенечки. В конце апреля РИА «Новости» выступило с предложением к 9 Мая гражданам повязывать на разные места (рукав, сумка, автомобиль; запястье не упоминается) полосатую черно-оранжевую ленточку, называемую в этом проекте «гвардейской». Смысл действия в том, чтобы продемонстрировать свое отношение к празднику Победы. Отношение состоит в том, что повязавшему «не все равно» и что он «гордится своей страной».
Черно-оранжевая лента в продольную полоску начиная с XVIII века и по сей день является частью ордена Святого Георгия, награды за доблесть в бою, причем награды не сословной, а демократической, дававшей возможность искупить классовую ущемленность ценой крови. Вначале это был единственный орден, который мог получить дворянин невысокого ранга (и тем самым он этот ранг обретал). С XIX века учредили еще и Георгиевские кресты, награду исключительно солдатскую, а также для солдатских полков георгиевские штандарты, ленты и ленточки, которые стали как бы малыми знаками отличия. Полный аналог существовал и в СССР это орден Славы. В 1992 году орден Святого Георгия восстановили на волне реставрации всего хоть немножко царского, еще не зная, что вот-вот опять можно станет проявлять доблесть в боях на собственной территории. Даром что в уставе записано, что орден дается только за действия «при нападении внешнего противника».
Нацепление на себя лент типа георгиевских опасно приближается к самовольному ношению незаслуженных орденов в последней ситуации, по дворянским понятиям, при разоблачении полагалось безусловно стреляться. Но, вероятно, имелось в виду, что каждый украсивший себя полосатым лоскутком действительно как бы награждается. За что? За мужество сказать: «Да, я патриот», выйдя из окружения пораженцев, которые умаляют колоссальную роль своей страны, которые видят Нашу Великую Войну и Победу как часть общечеловеческой Второй мировой и малодушно делают упор на трагизм и грязь войны, а не на демонстрацию «побед, завоеванных Россией на протяжении длительного времени» (так на сайте РИА «Новости»). Люди с ленточкой, гвардейцы патриотизма, будут и дальше нести идею «завоеванных побед». На сайте уже есть отзывы молодежи, ясно показывающие, что их представления о минувшей войне самые мифологические,
Но главное все-таки не в этом. Самому изготовить черно-оранжевую полосатую ленточку, пожалуй что, не получится (если, конечно, не отдирать ее от дедушкиных орденов). Поэтому бесконтрольное расширение акции за счет добровольно присоединившихся маловероятно. Ленточку нужно получать из рук специальных людей, которые базируются в партнерских организациях всей этой затеи (некоторые фаст-фуды, центры мобильной связи, автозаправки ЛУКОЙЛа). Так благодаря правильно найденному узору оказался исключен вариант оранжевой революции, каковой бы ни была ее направленность. А на вопрос «Сколько нас?» именно он положен устроителями в основу акции ответ очевиден: сколько надо, столько и сделаем.