Иллюстрация: Александр Можаев
Краевед Можаев: Эти люди, кидающие «на счастье» копейки в толпу бомжей и довольно наблюдающие, как те за них дерутся, зрелище, позорное даже для трех вокзалов. И еще мне непонятно, почему на этой нулевой железяке зверюшки нарисованы?
Анатолий: Они символизируют собой неистощимые ресурсы наших лесов и тундр последнее, чем осталось гордиться. Пойдешь налево встретишь выдру, прямо козла безрогого. А не хочешь выдры оставайся в Москве, потому что она лучший город земли, это аксиома.
М.: Когда я прихожу на Красную площадь, то бываю даже готов с этим согласиться. Но вливаться в толпу туристов все равно ломает. Лучше войти со стороны Александровского сада. Там тоже свои зверюшки под мостовой проезда покоится Львиный двор, в котором царь Грозный содержал зоопарк, в том числе слона. Потом его хозяин-индус был заподозрен в шпионаже и казнен, а слона как соучастника сослали в город Александров, где он помер от горя. То есть гордиться мы можем не выдрой единой, а еще и нашими великими и ужасными историческими воспоминаниями. Все известные науке факты московской славы или позора бросали свою тень на эту площадь.
А.: Причем и такие, о которых тоже лучше никому не говорить. Поэтому мне нравились советские таблички «На Красной площади не курят» это серьезное место.
М.: И еще поле боевой славы! Не только потому, что Парад Победы, ведь
А.: и мы попросим у него мира и стабильности, потому что перемен сердца давно уже не требуют, а хочется, чтобы вид из родного окна всегда был тот, к какому привыкли. Мы еще не дошли до середины площади, а уже имеем прекрасный обзор елдообразных заречных новостроек. Открывающаяся отсюда панорама замоскворецких далей всегда была вот таким любимым видом из окошка, теперь ее трудно узнать. А через несколько лет на гигантских пустырях Софийской набережной появится еще больше элитной застройки и панорама изменится настолько, что говорить о том, что это все тот же город, будет уже невозможно. И увидеть то, что прежде было основой здешнего своеобразия, можно будет, лишь обладая специальным краеведческим знанием и хорошим биноклем. Мы с тобой представляем идеальную картину старой Москвы и поэтому сможем продолжать говорить о ней на птичьем языке скорбящих старожилов, а все эти люди с фотоаппаратами нас уже не поймут, им достанется гораздо более скучная и бестолковая Москва.
М.: Не исключено, что этой идеальной картины никогда не существовало. Москва 1913 года хороша на картинках, жить
А.: Если приходить к нему почаще, чудеса будут. На меня там однажды музейная пушка рухнула. А в другой раз на поливалке в пять утра покататься дали.
М.: А я здесь в елке жил. Когда поставили у Блаженного первую пластмассовую елку, ее милицейские караулили. Я прополз между ними и сидел внутри этого огромного светящегося шатра, портвейн кушал.
А.: Вот это тоже близко к прототипу. Но нынешняя практичная столица такого не любит. Истинную Москву мы увидим не раньше, чем Иерусалим небесный. Тоже, кстати, неплохо.
М.: Или если доживем до того, что мальчик Новый год сподобит нас чудес посерьезней. Волшебные куранты Спасской башни завертятся в обратную сторону, выдра заговорит человечьим голосом, откроются замурованные 300 лет назад кремлевские ворота на Васильевском спуске Интересно, кто из них тогда выйдет?
А.: Емеля на печке, кто ж еще! С наступающим вас Новым годом.
Анатолий и краевед Можаев (хором): Будем здоровы!