Атлас
Войти  

Также по теме

Полчаса до рейса

  • 1471

Девять часов утра. Зеленоградский район. Станция Крюково. Автобусная остановка. На проезжей части цепочкой выстроились автобусы, на остановке сгрудились пассажиры. Заходят только в переднюю дверь, которая перегорожена конструкцией в виде противотанковой рогатки. Это автобусный турникет, он же АСКП — автоматическая система контроля проезда. В Зеленограде они впервые появились еще в феврале 2001 года. Цели установки турникетов очевидны: кассовые сборы в автобусах повышаются чуть ли не вполовину, отпадает нужда в неэффективных кондукторах. Минусы не менее очевидны: давка на остановках, а главное, увеличение времени поездки. За три года эксперимента зеленоградцы уже смирились с турникетами, даже толкаясь в очереди, они работают локтями спокойно, привычно, почти без эмоций. «Тяжело было первые года два, когда турникеты только вводили, — вспоминает коренная зеленоградка, стоя в очереди на остановке. — Сейчас это курорт по сравнению с тем, что творилось».

Знать, что творилось в Зеленограде, совсем не бесполезно для жителей других московских округов. Эксперимент принято считать успешным, и теперь турникеты начинают внедряться по всей Москве. «Самое страшное — это когда к ним люди еще не привыкли. Тут у нас чуть до открытого вооруженного восстания дело не дошло, — рассказывает абориген Александр, программист по профессии. — Я почему-то верил, что это ненадолго, их же все сразу возненавидели, кроме водителей маршруток. Тут такие битвы на остановках разворачивались. Люди зверели. Доходило до того, что их специально разламывали, прямо как эти, луддиты в Англии. Сначала никто просто ничего не понимал. Бабки пугались, не знали, куда карточки совать. Но с этим быстро разобрались. Но главное, что турникеты нормально работают, когда на остановке три человека, а когда их тридцать, как сейчас, этоѕ» — далее последовало самое емкое и точное слово. «Я вам сейчас расскажу, как у вас теперь все будет, — вмешивается еще один пассажир, когда мы уже вошли в автобус. — Введут турникеты, сразу начнутся в часы пик давки. Тогда они увеличат количество автобусов. Из-за этого толпиться будут не только люди, но и автобусы. Месяца через два водители придумают закрывать дверь перед самым твоим носом. К этому времени вы тоже приноровитесь — полезете через среднюю и заднюю дверь, студенты еще любят вдвоем по одному билету проходить, еще подлезать под турникет можно. Потом водители перейдут на другую тактику: начнут выгружать пассажиров до остановки. А на самых горячих остановках еще хорошо ментов ставить, чтобы войны не было. К этому времени все, кто может, перейдут на маршрутки, но их тоже хватать на всех не будет. Будут жалобы, может, митинги даже будете организовывать. Вам пообещают построить специальный терминал, чтобы все могли рассаживаться. Но это еще нескоро, это года через два. Но вы не расстраивайтесь, зато будет о чем поговорить. А вообще, это справедливо. Не зря же мы тут три года мучаемся, как подопытные кролики. Хоть не напрасно над нами тут эксперименты устраивали, хоть ясно, за что терпели».

Любимая тема для медитаций среди зеленоградских пассажиров — это разные рацпроекты, как на самом деле нужно было правильно сделать, чтобы решить проблему безбилетников, которых действительно в московском общественном транспорте явное большинство. В рейтинге самых эффективных мер лидирует «эстонский вариант»: «никаких турникетов, просто штраф за безбилетный проезд повышается раз в двадцать, а вместо контролеров — наряды милиции, а если денег нет, то трое суток общественных работ, и все платят как миленькие». Самое удивительное, что пассажиры, заслышав это гуманное предложение, начинают активно кивать в знак одобрения.

Тем временем Мосгортранс собирается внедрить турникеты до середины ноября на двух троллейбусных маршрутах (8 и 50) и тринадцати автобусных (104, 147, 160, 218, 261, 270, 271, 299, 630, 683, 690, 700, 761). Зеленоградцы вас предупредили.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter