Иллюстрация: Александр Можаев
Я склонен нарушать реальную географию. Мы свою Москву в разных местах по кадрику собирали, сказал кинорежиссер Александр Наумович Митта, автор фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и других работ, внутри которых так или иначе присутствует столица. Ни одна почти картина не обходилась без подробных московских съемок. «Друг мой, Колька!» снимался на Ленинском проспекте, «Без страха и упрека» почти целиком на площади Восстания, во дворах между высотным зданием и метро «Краснопресненская». Там прекрасный рельеф, теперь сплошь перегороженный заборами, а в
Прекрасная мысль, подумалось мне, собирать свой собственный город по кадрикам. От одних явно хочется избавиться навсегда, другие положить в заветную шкатулочку и припрятать подальше, чтоб никто не хватался немытыми лапами. Душевный получится город, только экскурсии по нему водить не очень просто. Так же и личная Москва Александра Наумовича: она состоит из множества картинок, которые плохо складываются в конкретные маршруты. Однако в результате они все-таки вывели нас на Малую Грузинскую улицу.
Я москвич стопроцентный, родился в 1933 году в Большом Гнездниковском, потом жил на «Красносельской». Рядом были Сокольники, а там каток, который тогда был романтическим местом, потому что туда приходили девчонки из параллельных школ (обучение еще было раздельным). А в раздевалке подавали пирожки и кофе из ведра. Послевоенное время обычно вспоминают довольно мрачно, но бедность жизни абсолютно выпадает из детского сознания. Валенки есть и ладно. А потом появились первые коммерческие магазины, это я помню хорошо: самое дешевое меню состояло из четвертинки, черной икры и крабовых консервов.
Позже я перебрался на проспект Вернадского; квартира в 36 метров после коммуналки казалась огромной. Володя Высоцкий тогда жил в Матвеевском, каждый день ездил мимо из Театра на Таганке и по три-четыре вечера в неделю застревал у нас. Ему освобождали комнату сына, там он часами сидел за столом и писал. Очень яркое впечатление этого времени: вечером, утром проходишь мимо комнаты, а он все пишет. Спал часа по четыре, а все остальное время посвящал работе. Астенический гипоманьяк.
Потом он помог мне устроиться вот в этот дом кооператива художников-графиков на Малой Грузинской. Стало еще просторнее. Когда приехал знаменитый миллиардер Тернер со своей женой Джейн Фондой, Союз кинематографистов меня попросил принять их в своей квартире. Я тогда еще не знал, что мне нужно быть скорее смущенным, и гордился. Дом был легендарный и до того, как на нем появилась доска памяти Высоцкого. В подвале происходили карманные выставки объединения «Двадцать московских художников», и во дворе выстраивались многочасовые очереди. По тем временам это искусство казалось крайне авангардным, но художники, которые потом выросли в мировые имена, здесь участия не принимали. У нас тут вообще сказочные соседи: дом общежития Консерватории, вечно окутанный облаком звуков, и костел, прежде бывший страшным полуразрушенным складом. А больше ничего не было, все имеющиеся заведения возникли позже, они то открываются, то закрываются. Правда, рядовому москвичу все равно податься некуда вон молодежь стоит на морозе с пивными банками. Москва стремительно приобретает классовый характер, а в городе должно быть место для каждого человека. Хотя теперь трудно понять, как мы раньше жили почти что вообще без заведений. Было пять ресторанов: в Домах кинематографиста, актера, журналиста, архитектора и композитора. Если ты имел доступ в эти точки, то мог считать себя человеком состоявшимся.
А как же истории о Высоцком, «который здесь квасил»? Их рассказывают абсолютно во всех московских кабаках, основанных до 1980 года.
Это чистая легенда. Он в обычное время не пил, потому что назавтра ему каждый день предстояла тяжелая и ответственная работа. Кроме того, его на протяжении четырех лет подшивал мой двоюродный брат, в результате даже потерял на этом карьеру. Раз или два в год Володя срывался
Интересно, а люди, живущие теперь в вашей квартире на Вернадского, знают ее историю?
Да вряд ли знают, она могла с тех пор через несколько рук пройти. Это была улица Удальцова, дом 16, квартира, кажется, 130
Важнейшая информация для торговца недвижимостью Дорожкина. Если дойдет до дела, он напишет в объявлении самыми большими буквами: «Здесь поэт был счастлив».