Иллюстрация: Matthew Hollister
В эксклюзивном продмаге Fauchon, за которым надо внимательно следить в поисках примет времени, появился принципиально новый пищевой продукт пока только в парижском магазине, но скоро, конечно же, окажется он и в Москве. Он несет в себе ноль калорий, лишен каких бы то ни было витаминов и иных полезных или бесполезных продовольственных качеств, а также не имеет ни вкуса, ни запаха. Наслаждение он доставляет только глазу: это пудра для пирожных с перламутровым оттенком.
Цвета имеются такие: каштановый, лимонный, фисташковый, малиновый, сливочный. Однако, читатель, останови слюноотделение. Ни о каком вкусе эти сладостные термины не говорят, пусть даже о противно-химическом (как в случае сиропов для мороженого). Фруктовое происхождение этих слов есть чистая, пресная метафора. Как если бы это были, допустим, тени для век.
Конечно, украшения для еды существовали всегда от ветки петрушки в зубах жареного поросенка до незабываемых грибов на торте «Полено». Советский ресторанный повар выворачивал ножом из масла розы не хуже какого-нибудь таиландца, который ныне поражает нас резными огурцами. Но,
Сейчас же речь идет о настоящей косметике для еды, полностью абстрактной, покрывающей лишь поверхность, к тому же продающейся в маленьких и драгоценных индивидуальных упаковках. Теперь можно припудрить не только свой глаз, но и свой эклер.
Правда, глаз припудривается перед, допустим, свиданием, а эклер перед съедением, то есть неизвестно зачем. Но, честно говоря, абсурдность этих действий примерно одинакова. Если мы хотим соблазнить
Надо заботиться о себе это мы знаем давно; что тут действительно ново, так это то, что впервые нам предлагается побаловать себя не самыми свежими или самыми вкусными, но очень откровенно самыми красивыми продуктами. А красота эта отождествлена с блестящей поверхностью. Раньше из соображений натуральности мазали лицо сметаной вместо косметики, а теперь вот, наоборот, можно в случае чего саму сметану посыпать перламутром.
В Америке это давно так, только, как обычно,
Пища постепенно переходит из области необходимого в область прекрасного. В том же Fauchon продаются бисквитики в таких индивидуальных упаковках, что выглядят они не хуже иных дизайнерских портмоне. Их стоит достать из сумочки, просто чтобы произвести впечатление (а потом положить обратно). Как мы уже сообщали, в области одежды большинство людей в мире от моды почти отказались и носят все время одно и то же: кто мини-юбку, а кто галифе в зависимости от наклонностей. Производителям остается выдумывать моду на очень конкретные предметы, каждый сезон объявляя модным какой-нибудь узнаваемый аксессуар типа меховой папахи. Вот таким эксклюзивным и престижным аксессуаром и становится еда. Скоро мы будет спрашивать, от кого батон. Жан-Поль Готье уже создавал дизайн хлеба в виде плетеных корзин для одной художественной выставки, а Соня Рикель проектировала как раз таки торт «Полено», и ничто не мешает выпускать это все в промышленных масштабах.
В самом деле: если те, кто носит Benetton, едят батончики «Сникерс», то что должны есть те, кто носит Gucci? Я бы сказала батончики «Сникерс», инкрустированные бриллиантами. Это вообще очень русская идея: в нашей стране рынок открывается огромный, я даже удивляюсь, что он пока не занят. Только такие продукты должны быть не просто дороги этого еще мало. Они должны быть труднодоступны и эфемерны, должна в наше время всеобщего изобилия возникнуть нехватка. Вот Fauchon, кажется, обещает 31 декабря 2005 года (и только в этот день) продавать золотые и серебряные эклеры по соответствующей цене. Наутро, надо думать, они превратятся в тыкву.