Если со сцены рассказывают про мужеубийство, анашистов, инцест и однополую любовь, чередуя действие с разговорами о смысле жизни, пересыпанными обильным матом, знайте: это Новая драма.
Новая драма вышла из театрально-подвального экспериментаторства 90-х и извлекла на свет божий то, на что раньше смотреть было не принято. Теперь это не только уместно, но и модно. Иначе как еще объяснить тот факт, что чеховский МХАТ – академический и, как он сам себя именует, «главный драматический» театр страны – принимает «Фестиваль новой драмы». В перечне фестиваля 11 российских пьес и 14 – иностранных. Одна другой злободневнее. Социальные пьесы, не сторонящиеся грубых реалий повседневной жизни – вот чем теперь увлекаются Париж и Лондон. Неравнодушные к театральному новаторству имеют возможность ознакомиться с двумя европейскими шлягерами: «Северным кварталом» Лоранса Феврие, пьесой о жизни парижских предместий, и драмой с просоветским названием Gagarin-Way Грегори Берка – о шотландских рабочих-анархистах и ярых поклонниках СССР. Преуспевают в этом жанре и на Балканах. Модный в Европе македонец Деян Дуковски представит в Москве свое произведение «Твою мать, кто первым начал?» о жизни балканских беженцев. Даже чопорные англичане, и те не остались равнодушными к инсценировке социальных проблем: билеты на пьесу братьев Пресняковых «Терроризм» (она в программе фестиваля) раскупили за две недели до премьеры в Эдинбурге. Даже из Зимбабве с Намибией к нам привезли спектакль под названием Verbatim.
Вырос он из семинара лондонского центра «Ройял Корт» по технике-verbatim. Это когда драматург, вооружившись диктофоном, с головой погружается в жизнь, скажем, бомжей, проституток, шахтеров или зэков. Единственный, кто в нашей стране перенял эту западную технологию – документальный Театр.doc. Чуть ли не половина программы фестиваля – его спектакли.
– Что же мы, хуже Африки? – справедливо недоумевает Эдуард Бояков, один из организаторов фестиваля, он же директор премии «Золотая маска». – В русской программе 11 пьес из пяти городов России и практически все – на злобу дня. Это реакция современной драматургии на испуг наших театров. Посмотрите, многие режиссеры просто избегают сегодняшних реалий. Хватит играть бесполых существ, закатывать глазки и надрывно читать стихи, как это делали наши коллеги на питерском фестивале современной драмы. Сегодняшний зритель сыт по горло хлебом и вечными истинами, ему нужны зрелища-раздражители.
К примеру, такие, как «Культурный слой» братьев Дурненковых. Бьет в самый нерв. Смотреть братьев надо. Поскольку они – «тольяттинский феномен». Но что предложит феномен – пока не разглашается.
– А «Кислород» Ивана Вырыпаева? – продолжает восхищаться директор «Золотой маски». – Молодым грех его пропустить. Библейские заповеди глазами 20–30-летних, клубный концерт с диджеем и его вертушкой, драма и перформанс в одном лице.
Но даже не ради этого призывает Бояков на фестиваль. А ради манифеста, заключенного в последней фразе драматурга Вани Вырыпаева: «Запомните поколение родившихся в 70-е – это поколение задохнувшихся».
Обязательно стоит сходить и на «Правила выживания леопардов в городских условиях» драматурга Екатерины Нарши, написанную по результатам долгих наблюдений за ссорами, изменами и свадьбами московских кошек, и на «Монологи вагины» литовского автора Ив Энслер – это, пожалуй, самая скандальная пьеса десятилетия.
Дамские страсти – не в пример кошачьим, с расстрелами и отравлениями – истории затворниц орловской колонии строгого режима. Наслушавшись их рассказов, Галина Синькина поставила в Театре.doc спектакль с хичкоковским названием «Преступления страсти».
– Идите непременно, – подбодрил меня Бояков. И лукаво добавил: – Если только не страшно, ощущения ведь острые.
Наталья Емельянова