Георгий Никич заместитель директора объединения «Выставочные залы Москвы» по выставочно-экспозиционной работе |
«Все организации подобного рода, начиная с Союза художников и заканчивая системой выставочных залов, невольно скатывались в собесовскую функцию, потому что были организованы внутриведомственным способом. Сейчас выставочные залы живут по инерции, опираясь на энергию руководителей. Многие работают по запросу, не ставя задачу программирования этого запроса. Например, в районе есть запрос на подготовку детей к школе — и выставочный зал их готовит. С точки зрения бюджета это хорошо. А по сути деятельности это ничего не дает.
Вряд ли районные выставочные залы изменят Москву, они не могут воздействовать на культурные процессы в масштабах города. Скорее у них лабораторная функция: формировать культурную политику района и идентичность людей, которые в нем живут. В ближайшие пару лет выставочные залы в сложных конфигурациях партнерства с библиотеками, школами, коммерческими организациями и социальными институциями смогут транслировать и порождать новое качество культуры на местах. Точки роста будут разные — пока мы не можем точно сказать, что это будет. Должно быть доверие средам, нужно только создать условия для людей и тот экспертный фильтр, который сделает качественно приемлемыми их собственные усилия. Они будут работать под лозунгом «Мы это можем», а в остальном мире про них будут говорить: «Они это сделали».
Гигантское количество чего‐то совершенно одинакового — еще не показатель качества. Эту категорию вообще довольно трудно определить, ясно только, что ее носителями являются профессионалы, эксперты, к которым, как правило, мало доступа — объединение «Выставочные залы Москвы» его должно организовать.
Мне кажется, что современный дизайн, современные способы общения с аудиториями, современные способы создания выставок, оформления полиграфической продукции, интерпретации предметов, обращения с материалом — это все связано с содержанием. Поэтому мы хотим оказывать выставочным залам экспертную поддержку. Да, многим нравятся бюргерские вкусовые традиции, в которых самым главным является слово «Красиво», с большой буквы. Но это вопрос не творческого восприятия, а творческого сопроизводства, включения. Люди упорствуют в своих вкусах до тех пор, пока не поступает альтернативное предложение.
Во всем мире торговые центры делают музеи и проводят выставки. Но вряд ли мы можем считать эти пространства конкурентными — это совершенно другой тип предложения, где главный критерий привлекательности сводится к комфорту потребления. Они предлагают посетителям ненапряженное времяпровождение с некоторым количеством впечатлений — нераздражающих, ненапрягающих и негрузящих. Вот, например, в «Цветном» кураторы устраивают иногда выставки современных художников, но в контексте торгового центра они превращаются в дизайн.
В отличие от торговых центров, выставочный зал должен требовать некоторого напряжения и быть своего рода фильтром: в него приходят только те, кому это интересно. Нельзя сказать, что вся публика молла может быть публикой выставочного зала. Молл — это никогда не «мое» место, он может быть только «освоенным мною» большим местом. А выставочный зал — место свое, потому что я не просто знаю, где какие полки, а могу положить что‐то свое на эти полки».
Елизавета Фокина директор объединения «Выставочные залы Москвы» |
«Люди старшего возраста привыкли к определенному типу культуры, который и был всегда представлен в районных выставочных залах: рукоделие, детские рисунки, выступления фольклорных коллективов. Молодое поколение напрочь потеряло интерес к этим формам: они себя видят совсем в другом месте и действии, внутри Садового кольца или в Европе. Объединение «Выставочные залы Москвы» сейчас имеет возможность своими руками сформировать культурную политику и привнести в районы другой тип действий. Немножко запоздало по сравнению с экономикой, социальной сферой или спортом, но тем не менее и культура сейчас начинает видеть себя среди других процессов. Ее долго не было в рыночном пространстве, за это время потерян (а точнее, еще не появился) слой управленцев, которые могут ее упаковать и принести людям в новом виде.
Для нас выставочные залы — это в первую очередь инфраструктура, которая позволяет развиваться профессиональному сообществу в этих же районах. В каждом районе располагается какое‐то количество учебных заведений, в том числе профильных — архитектурных, дизайнерских, театральных. Например, ВГИК, который находится рядом с ВДНХ. И мы хотим втянуть эти институции и институты в наши пространства, которые могут быть точками для профессионального эксперимента и развития».
Исследование предоставлено Московским институтом социально-культурных программ
Как сложилась специализация некоторых районных выставочных залов
«Беляево»
Место с традициями: здесь находилась последняя база объединения «Эрмитаж», созданного Леонидом Бажановым в конце 1980-х, и проходили большие выставки андеграунда. Директор, которая уже тогда работала в «Беляево», продолжает традиции.
Профсоюзная, 100, м. «Беляево», 8 (495) 335 83 22
Время работы: вт-вс 11.00–21.00
Билеты: 20–40 р., каждое третье воскресенье месяца — бесплатно
«Ковчег»
Специализируется на малоизвестном искусстве 1920–1930-х годов, организует концептуальные выставки. Больше похож на филиал Третьяковской галереи, чем на районный зал: хорошо известен в Москве, но не в районе. Пока у зала небольшой круг экспертной публики, которая будет расширяться за счет работы с местными жителями.
Немчинова, 12, м. «Тимирязевская», 8 (499) 977 00 44
Время работы: вт-вс 11.00–21.00, касса и вход до 20.15
Билеты: 20–50 р.
Галерея XXI века
Тяготеет к работе с детьми. Художник Андрей Суздалев делает объекты крупной формы вместе с детьми и родителями.
Кременчугская, 22, м. «Славянский бульвар», 8 (499) 445 16 50
Время работы: пн-пт 12.00–19.00, сб 12.00–17.00
Вход свободный
«Солнцево»
Выполняет функции ДК. Там проходят районные мероприятия, есть киноконцертный зал, танцевальные классы. Занятия пользуются большим спросом. Выставочной деятельностью почти не занимается, зато самый успешный: денег приносит столько же, сколько получает из бюджета.
Богданова, 44, м. «Юго-Западная», 8 (495) 435 66 24
Время работы: ср-сб 11.00–19.00, вс 11.00–18.00
На профильные выставки вход бесплатный
«Богородское»
Воспроизводит уже сущеcтвующий тип продукта, например, образовательные лекции. После лекций посетители ходят в Третьяковку или Пушкинский.
Открытое ш., 5, корп. 6, м. «Улица Подбельского», 8 (499) 168 30 15
Режим работы: вт-вс 11.00–21.00
Билеты: 30–50 р.
«Ростокино»
Работает в качестве центра социальной помощи, привлекая аудиторию из местных домов инвалидов, ветеранов, собеса. Самая успешная выставка за последнее время — картины главврача местной больницы.
Ростокинская, 1, м. «ВДНХ», 8 (499) 187 10 45
Время работы: вт-вс 11.00–21.00
Билеты: 20–30 р., каждое третье воскресенье месяца — бесплатно