Атлас
Войти  

Также по теме

Почему жаловаться полезно

Если вам что-то не нравится в вашей работе, поведении партнера или окружающей действительности, лучше жалуйтесь, советуют ученые. Это позволит избавиться от негативных эмоций и поможет изменить ситуацию в вашу пользу. 

  • 6419
Photo

Thinkstock/Fotobank.ru

На улице холодно, с утра болит голова и все вокруг как-то некстати подорожало — если подобные угнетающие мысли беспокоят вас, не стоит держать их в себе. Согласно профессору из Университета Клеменсона Робин Ковальски, иногда полезно жаловаться окружающим на то, что вас расстраивает, даже если это не поможет изменить ситуацию. О наблюдениях психологов пишет The Atlantic. 

Как люди ищут сочувствия

В своей книге «Игры, в которые играют люди» Эрик Берн среди групповых игр выделяет коммуникативную игру, которую называет «Почему бы вам не… Да, но». Он описывает частую ситуацию, когда один человек жалуется на проблему, и другой тут же предлагает возможные варианты ее решения, которые первый одно за другим отрицает словами «Да, но…».

По словам Эрика Берна, цель подобных разговоров не решение проблемы, а желание получить сочувствие от окружающих, а людей, которые к этому склонны, в психологии называют жалобщиками, отвергающими помощь.

Казалось бы, такая ситуация бессмысленна: зачем жаловаться на проблему, если вы не собираетесь ее решать? Оказывается, как показывают исследования, правильные жалобы приносят психологическую пользу.

От жалобы к действиям 

Профессор и специалист по психологии из Университета Клеменсона Робин Ковальски вместе со своими коллегами изучила этот феномен. В исследовании, которое было опубликовано в журнале Journal of Social Psychology, Ковальски и ее коллеги проанализировали связь между осознанностью (умением сосредоточить внимание на том, что происходит в данный момент), счастьем и проявлением раздражительности. 

В исследовании приняли участие 410 студентов колледжа мужского и женского пола, которые должны были составить список раздражающих привычек, которые они замечали или замечают у своей второй половины. Кроме того, они ответили на вопросы, оценивающие их уровень  счастья, позитивные и негативные эмоции, уровень депрессивности, осознанности, удовлетворенности отношениями и жизнью. В результате ученые выяснили, что студенты, которые жаловались с надеждой что-то изменить, чувствовали себя счастливее, чем студенты, жаловавшиеся просто так.

Согласно Ковальски, осознанность — способность сосредоточить  мысли и эмоции на том, что происходит «здесь и сейчас» — положительно влияет на уровень счастья.

Согласно другому исследованию 2006 года, о котором упоминает Ковальски, 40% счастья зависят от намеренных действий человека, например, сознательного выбора оптимистического взгляда на происходящее или сознательного поиска новых приключений.

Умение быть осознанным также делает людей более осмотрительными: они чаще всего могут предвидеть последствия собственных поступков. Результаты исследования Ковальски показывают, что более осознанные люди умеют правильно варьировать свои жалобы, выражая их тогда, когда это может принести пользу. И таким образом, жалуются эффективнее, чем те, кто менее осознанно подходит к этому процессу.

Какие люди чаще жалуются?

Ковальски и ее коллеги также проверили, насколько то, как человек жалуется, зависит от пяти основных характеристик личности: экстраверсии, открытости, невротизма (уровень эмоциональной стабильности), готовности к сотрудничеству и добросовестности. Участники исследования прошли тест на пять характеристик, а затем ученые сравнили их результаты с баллами на специальной Шкале склонности к жалобам, которую Ковальски разработала, чтобы измерять, как часто человек выражает недовольство.

Ученые пришли к достаточно логичному выводу, что реже всего жалуются люди, с высоким уровнем готовности к сотрудничеству.

Согласно Ковальски, жалоба всегда служит какой-то цели, поэтому нужно правильно выбирать, кому и когда жаловаться. Жалоба принесет больше пользы, если человек опирается на логику и факты, осознает, какого результата он добивается и понимает, кто может ему в этом помочь. Более того, в другом исследовании Ковальски обнаружила, что люди с высокой самооценкой жалуются чаще, возможно, потому что уверенность в себе позволяет им надеяться, что они добьются желаемого результата.

Жалобы как способ избавиться от негативных эмоций

При этом жалобы не всегда предполагают какой-то внешний результат: чаще всего целью жалобы является эмоциональное облегчение или катарсис, особенно если человек пережил какую-то травму. Так, письменное описание ситуации, создание собственной истории часто используется как терапевтический метод. Социальный психолог из Техасского университета Джеймс Пеннебейкер, изучающий этот метод терапии, пишет, что когда люди, пережившие травматическое событие, выносят свои эмоции на страницы тетради, они испытывают улучшения психологического и физического состояния. Согласно ученому, письменное изложение ситуации помогает сосредоточиться на пережитом опыте и разобрать его, благодаря чему человек лучше понимает, что произошло и как справиться с этим.

Жалоба также может выполнять функцию так называемого «регулирования впечатлений», когда люди жалуются другим для самовыражения, чтобы сформировать у людей определенное впечатление о себе. Например, когда человек сетует на плохое качество вина в ресторане, он не планирует как-то повлиять не меню, но хочет показать окружающим, насколько хорошо он разбирается в качестве напитка.

Если человек держит в себе свое расстройство, это плохо отражается на его физическом и психологическом состоянии. Профессор и специалист по психологии из Колледжа Боудина Барбара Хелд пишет, что чтобы не остаться наедине со своей болью, важно научиться делиться негативными переживаниями с близкими и родственниками. Ведь угнетающие мысли и эмоции впоследствии могут привести к длительному стрессу и связанным с ними проблемам со здоровьем.

Поэтому Ковальски уверена, что жалобы могут оказаться полезными для нашего здоровья и помочь нам стать счастливее, ведь счастье это не врожденное состояние, и чтобы к нему прийти мы должны совершать вполне осознанные шаги, в том числе иногда жаловаться на свои невзгоды.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter