Александр Коваль Председатель экспертного совета по законодательству о страховании при комитете Госдумы по финансовому рынку, в 2009-2011 годах руководитель Федеральной службой страхового надзора |
"В кризисное время, когда происходят массовые сокращения, повышаются цены на жизненно важные товары, в том числе, лекарства, не хватает денег на лечение, риски особенно высоки и, по идее, спрос на страховые услуги должен расти. В западных странах так и происходит, но у нас, к сожалению, до сих пор многие живут одним днем. Именно поэтому наиболее развиты те виды страхования, которые являются обязательными, например АвтоКАСКО, ОСАГО, ОМС, а также так называемое псевдострахование жизни, то есть банковское страхование, необходимое при оформлении кредита.
Остальные сегменты развиваются очень медленно, и кризис этому развитию точно не поспособствует. Следующий год будет тяжелым для всех, в том числе, для страхового бизнеса: объем получаемой прибыли сократится во всех сегментах, кроме обязательных программ вроде ОСАГО и ОМС. Остальные виды страхования, которые в последние годы бурно развивались, например банковское страхование, потому что люди будут меньше брать кредитов. В этой ситуации компаниям придется снижать внутренние издержки, как это было в 2008-2009 годах".
Артем Искра Директор Центра андеррайтинга розничного страхования СК "Альянс" |
"Страхование от потери работы предлагается клиентам вместе с кредитами в банках. А так как объемы кредитования населения сейчас снижаются, то и активной динамики при продаже данного вида страховой защиты мы тоже не наблюдаем. В "Альянсе" программа по страхованию от потери работы стартовала в 2011 году, выплаты начались, соответственно, с 2012 года.
Если делать сравнение 2012 года с 2014-м, то сейчас резко выросло число заявленных убытков, из 100 проданных полисов выплачиваем по одному. В среднем цена полиса от увольнения составляет 300-500 рублей, 1 -3% от страховой суммы, в зависимости от возраста застрахованного, уровня образования, рода деятельности, субъекта РФ, в котором работает застрахованный".
Игорь Иванов Заместитель генерального директора "Ресо-Гарантия" |
"Число наших клиентов выросло за последние месяцы и продолжает расти. Мы связываем это с несколькими обстоятельствами. Во-первых, произошло перераспределение клиентов по разным компаниям, поскольку ряд игроков с западным капиталом в этом году ушли с рынка автострахования. Во-вторых, в декабре после долгой стагнации случился всплеск продаж автомобилей, благодаря этому у нас существенно вырос объем продаж страховых полисов ОСАГО и КАСКО в Москве и Санкт-Петербурге. Но обольщаться не стоит: это временное явление, люди спешат купить автомобили, пока они резко не подорожали. В следующем году мы ожидаем существенный спад продаж автомобилей и, соответственно, продаж АвтоКАСКО.
Есть четкая тенденция к увеличению страхования недвижимости физическими лицами, и это отрадно: люди понимают, что во время кризиса надо защищать самое дорогое, то, что потом будет труднее всего восстановить. Хотелось бы, чтобы люди начинали со страхования жизни и здоровья, но у нас это пока не принято. Кризиса ипотечного страхования мы пока не зафиксировали, но не исключено, что с уменьшением количества сделок с ипотекой мы увидим спад и в этом сегменте. Словом, прогнозы не самые радужные, но такова ситуация в стране".
Евгения Никольская Старший бизнес-аналитик ОСАО "Ингосстрах" |
"К сожалению, приходится признать, что для страховых компаний, как и для всей страны в целом наступающий год будет весьма непростым. В условиях отсутствия экономического роста, санкционного воздействия и девальвации рубля, а также неопределенности на рынке ОСАГО страховой отрасли чрезвычайно сложно развиваться динамично. Клиенты-физические лица и предприятия осторожно относятся к расходованию средств на страхование в текущих реалиях.
В части автострахования видятся востребованными страховые продукты с франшизой, где страхователь берет часть рисков на себя, поэтому полис для него получается дешевле, а также так называемое "умное каско" -предоставление скидки в зависимости от манеры вождения, что выгодно дисциплинированным водителям. В части страхования жилья страховые компании постепенно переходят на продажу упрощенных, так называемых "коробочных" продуктов по фиксированной доступной цене".