Атлас
Войти  

Также по теме

Плата за объезд

Самый амбициозный из четырех первоначальных проектов платных дорог — проект новой трассы Москва-Петербург. Трасса пройдет по многострадальному маршруту, где до сих пор планируется построить высокоскоростную железнодорожную магистраль. Как известно, у того проекта тяжелая судьба: деньги делись неизвестно куда, в Петербурге много лет немым укором зияла гигантская яма. Но проект высокоскоростной магистрали упорно возрождается вновь и вновь. Примерно так и с платными дорогами: они стоят дорого, в российских условиях, скорее всего, окажутся нерентабельными, но они непременно появятся. Теперь, возможно, уже скоро.

  • 2050

Некоторые наши коллеги считают авторов этих строк противниками самой идеи платных дорог. Это не так. Наше отношение к проекту строительства таких дорог сродни позиции маникюрши, которая говорит клиентке: «Конечно, милочка, но сначала помоем руки».

Разговоры о платных дорогах идут с начала 90-х. Дано: дорог в России мало, их состояние оставляет желать много лучшего, а бюджетных средств не хватает. В других странах существуют платные дороги, концессии, государственно-частное партнерство. Вывод: частные деньги и есть лекарство от дорожных проблем, будем строить платные дороги.

Под словами «платная дорога» обычно имеются в виду дороги или участки дорог, за въезд на которые взимается транспортная пошлина (toll). Больше всего подобных дорог во Франции. На многих туристических и транспортных сайтах можно даже прочитать, что там «все дороги платные». Во Франции 8000 км платных дорог — всего 0,84% от протяженности дорожной сети. Просто туристов — в том числе представителей российского начальства — возят исключительно по платным дорогам.

В европейских странах и в США платные дороги предлагают водителям возможность езды в более комфортных условиях и за счет этого разгружают другие дороги. Добраться из одного городка в другой можно по местной дороге, а можно по магистральным (двум, а то и трем), идущим в обход населенных пунктов. Лучшая из них и является платной. Построена она на бюджетные деньги с участием инвестора, который затем собирает транспортные пошлины. Главное — платная трасса является одной из многих альтернативных возможностей проезда. Эти условия совершенно не характерны даже для наиболее продвинутых регионов России.

Платные дороги предлагают качественно иные условия. Их пропускная способность превышает необходимую: на них не бывает пробок. Проезд стоит порядка €0,05—0,1/км. Такую пошлину водители считают разумной платой за удовольствие езды в условиях бизнес-класса.

Транспортные пошлины, собираемые по таким ставкам, могут окупить только затраты на содержание дороги. Средства, вложенные государством в строительство или реконструкцию, не окупаются.

Итак, в Европе государство строит дороги, частные компании берут на себя обязательства по их обслуживанию. Вряд ли эта модель применима к современным российским условиям: не найдется желающих вложить деньги на паях с государством, а потом работать по фиксированным тарифам под жестким государственным контролем.

Есть азиатский опыт. Тут преобладает система «построил-оперируй-передай» (Construct-Operate-Handover, или СОН). Это сказочный сон государственника: инвестор строит платную дорогу (мост, порт, аэропорт) за свои деньги, окупает (или не окупает) вложенное за 20—30 лет коммерческой эксплуатации, после чего добровольно передает объект в государственную собственность. Но зачем инвестору вкладывать деньги столь экзотическим и долгоиграющим образом? Дело в самих деньгах. Инвестор вкладывает деньги не очень ясного происхождения в дорогу, мост, тоннель, то есть в сооружение, которое никто и никогда из страны не украдет, после чего в течение многих лет получает на свои счета «белые» деньги, уплачиваемые у турникетов автовладельцами. Это рецепт преобразования быстрых и грязных денег в медленные и чистые.

Но и в этом случае для строительства частной дороги в качестве прибыльного проекта требуется счастливое стечение обстоятельств. Главные из них: высокая автомобилизация и готовность населения платить по ставкам, много более высоким, чем на дорогах Европы, — $1/км, а то и больше.

У нас автомобилей пока мало. Да и инвесторы, готовые работать по схеме СОН, появятся у нас не раньше, чем российские власти будут готовы объявить амнистию нелегально приобретенных или репатриацию нелегально вывезенных капиталов. Не говоря о том, что трудно поверить в готовность автомобилистов платить за проезд по ставке $1/км.

Ждать, что платные дороги позволят решить проблему строительства дорог там, где их нет или не хватает (то есть практически везде), не приходится. В лучшем случае мы сможем совершить комфортное автомобильное путешествие из Москвы в Петербург. В худшем — на одном из шоссе недалеко от Москвы появится шлагбаум с вывеской: «Вчера, мужик, ты катался бесплатно, а с Нового года будешь платить как миленький!»

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter