Действующие лица:
Superstar Jet-Jaguar - Представитель так называемых «молодых денег»: ни разу до этого не играл в Second Life, но читал о ее экономическом феномене. Готов вкладываться в местные бизнесы, если нужно — покупать их. (Андрей Подшибякин)
Mofo Kidd - Давний обитатель Second Life — знает основных персон и закономерности местного бизнеса. Дает экономические советы новичкам за небольшое вознаграждение в линден-долларах. (Олег Хажинский)
Обитатели Second Life не видят смысла в том, чтобы одеваться в игре так же, как в реальной жизни, — отсюда хвосты, кринолины и короны. Наш герой — Mofo Kidd, решивший инвестировать в Second Life, выглядит довольно скромно
From: Superstar Jet-Jaguar
To: Mofo Kidd
Subject: money?
Погоди, я правильно понимаю, что за каждого приведенного меня ты получаешь 2 000 линден-долларов? Это сколько —
From: Mofo Kidd
To: Superstar Jet-Jaguar
Subject: Re: money?
Мой дорогой друг! Письма такого рода я обычно удаляю как спам (с прицельной наводкой по слову «член»), но тебе отвечу словами Эйми Уэбер, одной из самых известных женщин во «Второй жизни»: «Если к вам пришла мысль о быстром обогащении в Second Life, бегите от нее со всех ног». Твоей жалкой тысячи не хватит даже на покупку собственного острова, не говоря уж о ежемесячных арендных платежах. Этой суммы, вероятно, достаточно, чтобы арендовать небольшие, но уютные апартаменты с видом на бак для мусора, купить качественную кожу (выглядит как настоящая, даже лучше!), развевающуюся на ветру шевелюру, коллекцию очков и цветастых рубашек поло, интерактивные половые органы, которые реагируют на нажатие курсором мыши, и огромную кровать с полным собранием анимированных поз из Камасутры. Оставшиеся 990 долларов ты спустишь в течение следующей недели на обслуживающий персонал и виртуальных девушек по вызову, оставшись в памяти резидентов «Второй жизни» в образе личности стремительной и яркой. Договорились?
From: Superstar Jet-Jaguar
To: Mofo Kidd
Subject: Re: Re: money?
Честно говоря, у меня уже была неудачная попытка инвестирования. Едва залогинившись, я обратился к Tete Runina — дальней знакомой одного знакомого, которая торгует париками.
P.S. Какого черта они заставляют выбирать фамилию из списка?! Там все родственники, что ли?
From: Mofo Kidd
To: Superstar Jet-Jaguar
Subject: Re: Re: Re: money?
Если ты серьезно, советую сразу бросить эту идею. Чтобы зарабатывать деньги в SL, стартовый капитал не обязателен. Чтобы начать зарабатывать в игре, нужно уметь
Впрочем, если чуть понизить планку требований, то на мороженое детям заработать вполне возможно. В последнее время деньги во «Второй жизни» в буквальном смысле растут на деревьях. Владельцы островов в борьбе за изменчивое внимание резидентов завлекают их в свое логово самыми разнообразными способами — в том числе денежными деревьями. Девяносто процентов пришедших в Second Life больше никогда не возвращаются назад — страшные цифры, а что делать? Сложная это игра — да и не игра вовсе. Цели нет, свободы слишком много, интерфейс сложный, графика по нынешним временам — кошмарная (точнее, ее практически нет). Требуются усидчивость и упорство, чтобы здесь освоиться, научиться перемещаться по миру, общаться с людьми и баловаться с интерактивными объектами. Не говоря уж о том, чтобы создавать собственные. Вот и приходится владельцам недвижимости, многие из которых вложили в сто раз больше денег, чем собираешься потратить ты, создавать материальные стимулы.
Можешь устроиться на работу «кемпером»: надо будет приходить в указанное место и сидеть на стуле, болтая за небольшое вознаграждение с другими такими же оболтусами. Помнишь «Дом, который построил Свифт»? Одни наняли актеров, другие наняли зрителей — и все довольны. Американцы, к слову, обучены давать чаевые добровольным помощникам. Переведи старушку через океан, может быть, заработаешь доллар. Мало? Попробуй свои силы в фотографии. В игре множество фотоателье, которые предлагают услуги профессиональной фото— и видеосъемки. Возможно, у тебя получится лучше? Запусти Snapzilla4 — и вперед! Другой вариант — заняться торговлей. Second Life — огромная по площади территория, не обойти за целый день. Крупных магазинов хватает, мелких ремесленников — тоже. Вдруг тебе повезет, ты найдешь гениального «левшу» с атрофированными коммуникативными способностями и поможешь ему развернуть бизнес? Можно пойти на преступление: купи произведение искусства, скопируй его с помощью хакерской программы и продавай
P.S. «Какой курс!» Помнишь старый студенческий анекдот? За доллар теперь дают 270 линдендолларов, так что сколько друзей ни приводи — денег не заработаешь.
From: Superstar Jet-Jaguar
To: Mofo Kidd
Subject: НА: Re: money?
Это не может быть правдой. Я еще
Самое интересное, что под личиной Сюзанны Веги в Second Life мог скрываться обыкновенный mp3-файл
From: Mofo Kidd
To: Superstar Jet-Jaguar
Subject: Re:
Они делают что угодно, только не деньги. IBM уже владеет десятком виртуальных островов и планирует инвестировать дополнительно около 10 млн долларов в расширение своего присутствия. Ходят слухи, что более двухсот сотрудников IBM, включая CEO Сэмюэла Палмизано, проводят все свое рабочее время в игре, прикрываясь масками готических девочек, ящериц и серферов, — но это правда лишь отчасти. Несколько специально подготовленных специалистов действительно несут здесь постоянную вахту, остальные появляются в Second Life время от времени. Для «голубого гиганта» Second Life — площадка для исследований и экспериментов, место для обмена идеями и работы над проектами, поиска новых сотрудников и, возможно, промежуточный шаг на пути создания собственных виртуальных пространств.
American Apparel, крупный американский производитель и продавец одежды для «мужчин, женщин, детей и собак», первым из ретейлеров реального мира открыл на просторах Second Life гигантский магазин одежды. Трикотаж продается по вполне доступной цене (около $1 за вещицу) и пользуется весьма ограниченным спросом: местные обитатели предпочитают наряды — как бы приличнее сказать — более выразительные. За первый месяц работы в магазине было сделано около 5 000 покупок — ничто для компании, которая выпускает миллион маек в неделю. Тем не менее руководство AA и не собиралось зарабатывать на резидентах — цель была другой: промоушен и, что называется, изучение покупательского спроса. Любую понравившуюся в Second
В прошлом году компания Starwood Hotels построила на собственном острове прототип Aloft — нового отеля, который в бетонном воплощении появится лишь в 2008 году. Презентация отеля прошла с размахом — инвесторы и пресса были в полном восторге, а за Starwood прочно закрепился имидж инновационной компании, которая готова на смелые эксперименты. Первое время резиденты с большим удовольствием проводили время в виртуальных номерах отеля, экспериментируя с обстановкой и сообщая владельцам свои пожелания. Через некоторое время интерес аборигенов переключился на другие «игрушки», и сегодня пустующие холлы дворца производят на случайных визитеров гнетущее впечатление.
Любой, даже самый удивительный виртуальный проект обречен на забвение, если создатели не будут его поддерживать. В этом смысле Second Life идеально подходит для проведения сезонных презентаций продуктов — кинофильмов, музыкальных альбомов, книг, политиков. Курт Воннегут выступил в Second Life на конференции, Сюзанна Вега спела несколько песен под тонкой выделки трехмерную гитару (впрочем, на трибунах явно не аншлаг в «Олимпийском»), вероятный кандидат в президенты США от Демократической партии Марк Уорнер засветился на встрече с виртуальными избирателями. Концентрация знаменитостей в Second Life достигла такого уровня, что Reuters пришлось завести в игре своего постоянного корреспондента по имени Адам Рейтерс. Warner Bros. Pictures организовали премьеру третьих «Людей Икс» в Second Life, заставив аватар Хью Джекмана и Халле Берри пройтись по красной ковровой дорожке, и открыли выставку “300 Movie Expo”, пригласив Фрэнка Миллера на автограф-пати. Такие мероприятия все еще привлекают аудиторию, блоггеров и прессу. Правда,
Создатели Second Life предлагают специальные льготные условия образовательным проектам — сегодня более ста островов оккупированы представительствами колледжей и университетов со всего мира. Крупные учебные заведения, включая Гарвардский и Нью-Йоркский университеты, открыли здесь свои лектории. Здесь учитель проводит больше времени со своими учениками в неформальной обстановке, а возможность поболтать во время лекции с соседом по парте или запустить бумажный самолетик в затылок симпатичной девчонке на первой парте (пусть даже это на самом деле сорокалетний менеджер из Айовы, страдающий ожирением) совершенно неоценима.
Попробуй заменить словосочетание Second Life на «интернет» — и ты поймешь, почему «голубые фишки» с таким интересом присматриваются к метаверсам. История повторяется — в очередной раз. В конце девяностых CEO рапортовали об успешном запуске систем электронной коммерции, а еще раньше бизнес казался немыслимым без «собственного представительства в международной сети интернет». Вчера президенты компаний и политики щеголяли своими блогами, сегодня в таких вещах уже стыдно признаваться. Если вы хотите произвести впечатление «современного парня», придется создать свою аватару в Second Life и заказать у консультантов проект по созданию виртуального офиса. Те же небритые молодые люди в водолазках, что десять лет назад убеждали владельцев компаний в том, что несколько
From: Superstar Jet-Jaguar
To: Mofo Kidd
Subject: НА: Re:
Как выяснилось, здесь есть фондовая биржа — The Metaverse Stock Exchange (TMSE), то есть теоретически работающий бизнес можно купить уже в готовом виде. Проблема только в том, что на бирже торгуется только одна компания — третьесортные риелторы Cyberland. При этом президент биржи — гигантская белка, отказывающаяся раскрывать свое реальное имя.
Кроме TMSE есть еще конкурирующая World Stock Exchange — компаний там уже несколько десятков (ни одной интересной), зато она криво написана: торги невозможно вести
From: Mofo Kidd
To: Superstar Jet-Jaguar
Subject: Дел на полмиллиарда
Видишь ли, Second Life — это гигантский конструктор, в котором почти все создано руками «игроков». Вот интересный факт: резиденты тратят в общей сложности около 23 000 часов в день, экспериментируя со строительными блоками Second Life и создавая предметы и объекты, которые могут использовать другие обитатели мира. В Linden Lab подсчитали, что эту работу за год могла бы проделать команда из 4 100 программистов и дизайнеров. Если представить, что один сотрудник зарабатывает своей компании $100 000 в год, мы получим продукт стоимостью $410 млн, который достался владельцам Second Life совершенно бесплатно — точнее, резидентам пришлось платить из своего кармана за премиальный аккаунт и аренду земли. Эта несложная арифметика наталкивает владельцев компаний на следующую дикую мысль: нельзя ли использовать всю эту креативную энергию и желание играть в собственных интересах? Ведь даже рутинные операции, облеченные в форму игры, выполняются людьми с интересом и удовольствием — будь то обустройство собственной гостиной в Second Life или охота за шкурами драконов в World of Warcraft. Консалтинговая компания Seriosity при поддержке венчурного фонда Alloy Ventures Inc. самым тщательным образом исследует этот вопрос — каким образом превратить монотонное офисное существование в увлекательную онлайн-игру. Похожей задачей уже давно занимаются в Стэнфорде. Если исследователи добьются успеха, через несколько лет офисная публика по утрам будет запускать вместо обрыдшего аутлука совсем другие программы. Ты готов к таким экспериментам?
From: Superstar Jet-Jaguar
To: Mofo Kidd
Subject: НА: Дел на полмиллиарда
Я давно уже по утрам вместо аутлука запускаю World of Warcraft, поэтому готов ко всему и на все. Олигархи Second Life оказались подозрительно похожи на своих прототипов из реальной жизни: крайне скрытные, болезненно недоверчивые и вообще мало склонные к публичности (это не считая Эйми). Сделать скриншот олигарха в Second Life примерно так же сложно, как сфотографировать Абрамовича в Лондоне. Кроме того, любой персонаж в игре может мгновенно и до полной неузнаваемости изменить свой внешний облик. Многие олигархи в SL вполне могут существовать в образе швабры в углу своего виртуального офиса. Те, до кого
Еще любопытно, что эти люди затрудняются внятно рассказать, как по шагам запустить Second Life-бизнес:
Нездоровый цвет кожи и феерическая прическа не выбиваются из местных представлений о нормальности. Например, фондовой биржей здесь управляет гигантская белка
From: Mofo Kidd
To: Superstar Jet-Jaguar
Subject: Семеро с ложкой…
Не стоит представлять «Вторую жизнь» как райское место встреч творческой интеллигенции и представителей венчурного капитала. На каждого, кто умеет и хочет
Извини, но я опять с цифрами. На сегодняшний день в игре зарегистрировано почти пять миллионов резидентов. За последний месяц в Second Life появилась всего пятая часть — около миллиона пользователей. Будем считать их активной аудиторией. Февраль
From: Superstar Jet-Jaguar
To: Mofo Kidd
Subject: НА: Семеро с ложкой…
Ну есть еще бизнесы, которые в Англии принято называть словом dodgy: в Second Life есть многочисленные BDSM-клубы, испытывающие постоянную потребность в инвентаре. Про подобное The Economist не пишет, но деньги тут крутятся ощутимые: резидентам нужны все новые модели дыб, плетей и анимаций подчинения. Отдельная большая индустрия — сексуальные симуляторы: программный код, позволяющий весьма натуралистично изображать все соответствующие процессы (фрикции — по мановению курсора). Заниматься всем этим несложно и прибыльно, но омерзительно: огромным спросом пользуется виртуальный секс с виртуальными же детьми и животными и прочие гнусности.
From: Mofo Kidd
To: Superstar Jet-Jaguar
Subject: Осторожно: будущее
Потенциальным инвесторам, которые собираются вкладывать в SL, стоит принять во внимание ряд серьезных рисков. Например, возможность террора (у всех на слуху эпизод с нападением летающих пенисов, сорвавшим не одно официальное мероприятие) или актов гражданского неповиновения. Свободолюбивая аудитория «Второй жизни» крайне болезненно реагирует на попытки Linden Lab напомнить резидентам, кто в доме хозяин. В 2003 году в ответ на непопулярную реформу налогообложения местные жители блокировали работу ключевых учреждений, забросав их ящиками с чаем, вероятно, в память о «бостонском чаепитии». Кроме того, программное обеспечение «Второй жизни» регулярно подвергается атакам хакеров, скоординированные усилия которых достаточно быстро могут привести мир к апокалипсису. Некоторые хакерские программы (например, CopyBot, с помощью которой можно копировать предметы, изначально запрещенные к дупликации) ставят под вопрос целостность экономической системы виртуального мира. Но самую серьезную угрозу Second Life представляют… другие виртуальные миры. Их много, они появились задолго до «Второй жизни» и не исчезнут после ее заката. Счет, мне кажется, пошел на недели: скоро на монополию Linden Lab в области метавселенной покусятся уже настоящие мастодонты вроде Sony и Microsoft. На интернет вообще и онлайновые игры в частности они в свое время обратили внимание последними — а обратив, немедленно создали монструозные структуры Sony Online Entertainment и Xbox Live: соответственно авторитетнейшую фабрику онлайновых игр и первую социальную сеть, для пользования которой не нужен компьютер.
Вот что такое Second Life — это полигон. Не игра, а оболочка — практически браузер. Таким будет вообще весь интернет лет через десять — помнишь, кстати, как в конце
Авторы благодарят Анатолия Левенчука (www.ailev.ru), российского первопроходца «Второй жизни», за помощь при подготовке материала.
История создания Second Life
Linden Lab основана в 1999 году Филипом Роуздейлом (Philip Rosedale), который покинул пост
Или же, если по-нашему, — «хапать». Видите ли, электронным гаджетам и компьютерным программам, включая игры, не хватает обратной связи, сенсорных ощущений от взаимодействия с виртуальными объектами. Минимальные наработки в этой области имеются: скажем, мыши с технологией Immersion
Собственно, Second Life (в те далекие времена известная под именем Linden World) задумывалась как полигон для тестирования новых сенсорных технологий. Но вышло так, что созданный виртуальный мир оказался более
живучим, чем сложные техничеcкие устройства. В 2002 году состоялась первая публичная демонстрация Second Life, а летом
Среди инвесторов Linden Lab — основатели Amazon, eBay и Lotus Software, а также высокопоставленные сотрудники Apple, Bank of America и Goldman Sachs. В компании, названной Linden Lab — в честь улицы, на которой был расположен их первый офис (333 Линден-стрит, Сан-Франциско), — сегодня трудится 31 человек. Каждый из них имеет свою аватару в Second Life. Все они носят одну и ту же фамилию — Линден.
Что такое линден-доллар
Линден-доллар — достаточно стабильная валюта, чей курс пребывает в коридоре
В целом банковская система здесь гораздо либеральнее своего реального аналога: любой обитатель может открыть банк, принимать депозиты, платить проценты, выдавать кредиты — причем без всякого регулирования со стороны Linden Lab. Самый известный в игре банк — Ginko Financial. Банк платит по депозитам до востребования 44% годовых (0,1% в день). На сайте банка однозначно указывается невозможность получить в нем кредит — ни для бизнеса, ни под залог земли. В редких публичных интервью владелец и оператор банка Николас Портокарреро отказывается от комментариев по поводу вложения средств и утверждает, что хранит резервы в размере 5% депозитов. Как сообщает сам банк, депозиты в нем достигли на 4 фе враля 111 055 303 линдендолларов (более $400 000), число клиентов составляет 13 149, объем операций последних семи дней — 41,8 млн линден- долларов.
Другой пример банка во «Второй жизни» — My Second Bank (M2B). Банк платит те же самые проценты по депозитам до востребования — 44% годовых (0,1% в день), однако декларирует выдачу кредитов обитателям для их бизнесов. Под залог земли банк предлагает стандартные условия кредитования: срок от 30 до 90 дней, 0,25% в день, возможно снижение для больших покупок, еженедельные платежи, банк продает землю и возвращает свои потери при просрочке двух недельных платежей на срок более недели или при просрочке трех платежей. Банк не раскрывает размеры полученных депозитов, выданных кредитов или размеры резервов.
Олигархи Second Life
Новозеландец Кермитт Квирк (настоящее имя Натан Кейр) придумал «игру в игре» — помесь кроссворда и судоку под названием Tringo. За пределами Second Life Кейр зарабатывает программированием, поэтому все произошло естественным образом — причем внутренние алгоритмы SL оказались куда проще в использовании, чем реальные языки программирования. Tringo доступна пока только англоговорящей публике и стоит 15 000 линдендолларов за копию — это около 50 американских, как полноценная коробка с Lost Planet для Xbox 360. К сему моменту прибыль от продаж игры обитателям Second Life составила около 2 млн линден-долларов — не так много, но необходимо помнить, что, в отличие от реальности, в SL разработчику не нужно делиться прибылью с издателем и розницей. Недавно Tringo выбралась за пределы Second Life: американская компания, названия которой Кейр не разглашает, приобрела за неназванную сумму (эксперты полагают, что за $20
36-летний заводской рабочий Кристофер Мид из депрессивного английского индустриального города Норвича два года назад пытался спрятаться в Second Life от жизненных проблем. Сегодня он один из самых успешных предпринимателей SL, владелец четырех магазинов Bits and Bobs, уверенно зарабатывающий в месяц $7
Эйми Уэбер (настоящее имя Алиса ЛаРоше) — главная женщина Second Life. Предводительница всех местных журналисток и писательниц, устроительница показов мод и рок-концертов, руководитель популярного в игре дизайнерского бюро Aimee Weber Studio и победительница конкурса красоты «13 прекраснейших аватар», проходившего одновременно в двух мирах — реальном (Колумбийский университет, Нью-Йорк) и виртуальном (Ars Virtua Gallery). Игра довольно быстро позволила Эйми бросить работу системного администратора в инвестиционной компании; точные размеры ее нынешнего состояния не разглашаются. По оценкам БГ, оно составляет $500
Аньшэ Чун (настоящее имя Эйлин Греф) — самая обеспеченная гражданка Second Life, виртуальный Абрамович в юбке, героиня майской обложки журнала BusinessWeek (2006). Школьная учительница китайского происхождения, живущая в пригороде Франкфурта, за два с половиной года заработала в Second Life больше $1 млн. Эйлин, никогда не занимавшаяся предпринимательской деятельностью (хотя и обладавшая ощутимым неконвертируемым состоянием в другой онлайновой игре, Asheron’s Call), руководствуется строгим правилом: не инвестировать во внутриигровые бизнесы реальные средства. Сегодня на Греф работают 20 человек в США и Европе, а также 10 человек в Китае — в специально созданном местном представительстве Anshe Chung Studios, которому местные власти присвоили привилегированный статус перспективного высокотехнологичного предприятия (там, кстати, есть еще около десятка вакансий — обязательно знание китайского языка и готовность переехать в Шанхай). Основное направление бизнеса Греф — операции с коммерческой недвижимостью, строительство и связанные с этим финансовые операции. К ней в первую очередь обращаются компании из реального мира, планирующие открытие Second Life-представительств; каждый такой заказ оценивается в диапазоне от $30 000 до 150 000. Эйлин считает, что главное условие финансового успеха в Second Life — не относиться к происходящему как к бизнесу. «Здешние успешные предприниматели не относятся к игре как к способу заработка — для них это в первую очередь дом, друзья и инструмент общения», — сказала Греф в интервью «Большому городу».