«Беспроцентный кредит»
Суть предложения такова: взяв товар сегодня и заплатив часть стоимости (или вообще ничего не заплатив), растянете оплату на определенный отрезок времени. Сфера распространения услуги – магазины мебели, бытовой техники и электроники, реже автосалоны.
Возьмем простую ситуацию.
Обнадеженный рекламой московский житель Х идет в магазин или автосалон, дабы уже сегодня вернуться домой на новом авто, распаковать новый плазменный телевизор и блаженно растянуться перед ним на новом диване. «Я могу купить это сегодня! – думает он. – А платить буду через полгода! Магазин мне даст кредит!»
На самом деле магазин, конечно, кредитов не дает, так как сам по себе не является финансовым учреждением. Но крупные магазины, а особенно торговые сети, заключают соответствующие договоры с банками. То есть фактически, покупая в кредит, вы берете деньги в долг у банка. А теперь смотрите: вы пробовали взять в банке деньги без процентов хотя бы на день? Такого, поверьте, не бывает. Банк свою плату за пользование кредитом возьмет по-любому. Он просто вычтет ее из суммы, которую вы заплатите, когда будет перечислять деньги на счет магазина. А значит, объявление «Телевизор за десять тысяч рублей по беспроцентному кредиту» переводится на русский язык так: «Телевизор за девять тысяч рублей и тысяча за кредит». Согласитесь, звучит не так привлекательно.
Проверяем наши выводы по объявлению «Сеть салонов «М-видео» предоставляет беспроцентный полугодовой кредит».
– Информационная служба «М-видео». Оператор номер 92.
– Здравствуйте, я насчет беспроцентного кредита...
– Первый взнос – 20% от стоимости, сумма – до 200 тысяч.
– Я все что угодно могу купить?
– Все, кроме мобильных телефонов и товаров-sale.
– Значит, сегодня я заплачу ту же цену, что и через полгода?
– Да, если возьмете, допустим, десять тысяч в кредит, то и через полгода отдадите десять. Правда, если к тому времени ваша покупка будет уже стоить тысяч пять, то... извините.
Подобный прием магазины применяют для продажи новых, неходовых и лежалых товаров. А бывает, что для запуска программы беспроцентного кредитования цена товара намеренно завышается. Таким образом, бесплатный кредит выгоден магазину и банку, а покупателя должен заставить задуматься: может, подождать, пока цена снизится сама собой? Или поискать в другом месте?
«Скидка от 70%»
Такую скидку чаще всего предлагают магазины одежды и обуви. Причем и в сезон, и вне его. В принципе, цена действительно может, а иногда и бывает снижена на 70% в связи с закрытием магазина или ликвидацией старой коллекции. Но чаще всего это просто рекламный ход, цель которого – привлечь в магазин побольше покупателей.
Определить добросовестность намерений можно с первого взгляда. Если скидка реальна, тогда еще у дверей магазина вы увидите очередь из желающих что-нибудь урвать, а на лицах выбегающих из магазина покупателей – блаженные улыбки счастья. Если скидка «дутая», то все, что вы узреете, – это вялотекущий процесс торговли или полное отсутствие таковой.
Покрытый пылью ботинок с ценником, на котором пафосно перечеркнуто «5 000» и скромно алеет новая цена в 2 000 р. (причем сам ботинок явно тянет не больше чем на тысячу) – первый признак опасности для вашего кошелька.
Убедитесь в этом сами, посетив обувной магазин в переходе от Театральной площади к ГУМу.
– Да вы что, только вчера цену сбросили, – с нежностью сообщат вам продавцы.
И будут правы. Вчера они ее подняли и тут же сбросили.
В магазине «Обувь XXI века» проходит «Акция этого лета – 100%!!!». На ботинках прилеплены ярлычки: «30%», «40%», «50%», «100%» и загадочное слово «начисление». При ближайшем рассмотрении «скидка» оказывается хитрой схемой накопления очков за каждую покупку на дисконтную карту (чтобы получить дисконтную карту, необходимо также что-нибудь купить). То есть бесплатно вам что-то достанется, только когда накупите много ненужного.
Звездочка *
Любимый знак препинания операторов мобильной связи. Размещая рекламные щиты на обочинах дорог и транспаранты-растяжки над трассами и улицами, они добиваются эффекта тупого запоминания слогана: «По выходным звонки в два раза дешевле», «Скидка 15% на все звонки», «15% бесплатно. Считайте выгоду». Обрадованные клиенты мобильных сетей распечатывают на казенных принтерах балансы, говорят по выходным в два раза больше и считают личную выгоду. В это же время девушка на экране телевизора разговаривает по телефону, поглощает пирожные и признается в нежелании ограничивать себя ни в болтовне, ни в гастрономических пристрастиях. И никому нет дела до какой-то там звездочки, которая давно уже переводится на язык потребителя как «налоги не включены в тариф и оплачиваются сверх него». Осторожно, граждане, значений у безобидной звездочки больше, чем падежей в удмуртском языке, а их там пятнадцать!
В «Би Лайне», например, перевод звездочки озвучен на автоответчике десятиминутным цифровым актерским дуэтом, который помогает разобраться, как бесплатно получить пятнадцать процентов и от чего эти проценты считаются. Все, что оседает в сознании, – это то, что необходимо внести платеж (не менее пятнадцати долларов) и накапливать какие-то загадочные «бибонусы». Что это такое, как их накапливать и действительно ли это нужно – понять практически невозможно. Каким образом пятнадцать процентов превращаются из долларов по курсу в начисления по секундам, если вовремя послать смс? Как говорил Челентано в фильме «Блеф»: «Граф считает счета на своем счету!»
МТС не остается в стороне и широким жестом предлагает «скидку 15% на все звонки». Ищем звездочку... Вот она, родимая! В напечатанном мелким шрифтом примечании говорится, что услуга предоставляется при заключении контракта на год. Подавляющее число опрошенных абонентов МТС пребывает в твердой уверенности, что звонки в их сети действительно стали дешевле.
«Подарок»
«Подарить» (по Далю) значит «отдать что-либо вовсе, бесплатно и бесповоротно, безмездно, даром», «Подарок – подаренная вещь». Видимо, Даль более ста лет назад предчувствовал истинное назначение рекламных подарков и поэтому счел необходимым дать некоторые пояснения.
«Не дорог подарок, дорога любовь». Рекламный подарок не может быть дорогим. Слоганы «4 000 евро в подарок» «Ауди-центра» и «720 евро в подарок» фордовского дилера, компании «Превокс», – всего лишь рекламные завлекаловки. Как бы ни любили торговые компании своих потребителей, ни одна из них не станет отдавать в подарок что-то ценное. Например, возвращать часть полученных денег или делать подарки, стоимость которых выше 1/50 от стоимости покупки и не включена в цену. Сумма же в четыре тысячи евро – это сертификат, на который вы обязаны приобрести зимнюю резину, новые фары и т.д. И стоимость сертификата заложена в цену автомобиля.
«Подарки глаза запорашивают, слепят». Приобрести автомобиль, компьютер или холодильник и получить за это подарок! Даже если это резиновые коврики, мышка или бутылка шампанского. Притягательность подобных объявлений в том, что желание получить что-нибудь на халяву перебивает здоровые мысли потребительского разума. О чем Владимир Иванович тоже нас предостерег.
«Любишь подарки, люби отдарки». В любой рекламной газете найдется около десяти объявлений, где каждому покупателю компьютера обещают сделать подарок. В семи из десяти этих фирм поясняют, что подарок – коврик для мыши. В остальных – сама мышь. Стоимость мыши включена в стоимость компьютера. Коврик давали действительно в подарок. Китайский. Самый лучший коврик для мыши стоит не больше ста рублей. Нормальный – двадцать пять рублей, китайский – десять.
«Два по цене одного»
По законам арифметики это все равно что скидка 50%. Однако же разница существенная: привлекательная на первый взгляд формула 1=2 означает, что вам предлагают приобрести две вещи. Одну – за полную цену. А другую – иногда совершенно ненужную.
В магазине Camelot пытаемся найти взаимопонимание с продавцом-консультантом.
– Скажите, вот эти ботинки...
– На эту модель – акция «Возьми вторую пару бесплатно». Вы можете взять еще одну, только она должна быть дешевле. Или аксессуар.
– Но мне не нужна вторая пара. Тем более аксессуар. Можно мне скидку сделать?
– Нет. Мы не делаем скидок.
– А вот эти, рядом, они не участвуют в акции?
– Нет, они дороже.
– Значит, не ко всем вторая пара бесплатно?
– Вы же сказали, что вам не нужна вторая пара. Чего тогда спрашиваете?
– Я хочу взять вот эту. Только дешевле. И без второй пары.
– Возьмите рюкзак.
Все это сильно смахивало на сцену из фильма «Тупой и еще тупее».
За явно завышенную цену мне пытались впарить две пары обуви вместо одной. Причем реклама акции «Возьми вторую пару бесплатно*», обнаруженная в витрине магазина и введшая во искушение, не сообщала, что предложение действует только на определенные модели. Прилепившаяся же к слогану звездочка означает, что гарантия на вторую («бесплатную») пару не распространяется.
Принимая участие в подобных акциях, чаще всего вы получаете не вещь, равноценную купленной, а засчитанный в стоимость неходовой, дешевый товар. К тому же на «второе бесплатное» не действует гарантия.
«Бесплатно!»
Сеть магазинов «Старик Хоттабыч» рекламирует свое щедрое предложение. За короткое время вам оформят кредит на покупку и бесплатно (!) преподнесут кредитную карту Visa Electron. «Теперь вы можете купить все, что захотите!» В общем-то так, но в подавляющем большинстве московских банков при открытии счета кредитная карта Visa Electron выдается абсолютно бесплатно. Когда вы оформляете кредит, то, соответственно, и открываете счет. И «Старик Хоттабыч» тут абсолютно ни при чем.
В различных строительных конторах «бесплатно» предлагаются услуги дизайнера и сметчика. Но почему-то, стоит заговорить по телефону о том, можно ли забрать смету или чертежи дизайн-проекта в случае отказа от основных услуг, вежливые до этого операторы норовят сразу повесить трубку.
Бесплатная консультация – на самом деле это крайне удобная форма «мягкого подталкивания» к приобретению различных услуг и товаров: от пищевых добавок до парфюмерии и бижутерии.
Бесплатная доставка – тоже всего лишь миф. Все эти услуги включены в цену, хотя получить стоимость доставки назад, если вы сами везете холодильник домой, к примеру, на велосипеде, еще не удавалось никому. Из действительно бесплатных товаров за неделю удалось обнаружить только еженедельник «Большой город».