Фотографии: Варвара Лозенко
Жить в этом городе, конечно, невозможно. Можно организовать свое существование в обычной серии коробочек, именуемой квартирой. Можно порушить в этих коробочках стены и понастроить новых, но чего таким образом добьешься? Сколько перегородок ни сноси, не будет в твоем существовании никакого секрета. Мечта это когда люди проходят мимо и не подозревают, что
ДОМ НА КРЫШЕ
Это продолжалось полтора года, и мучительно было не столько для Владимира, сколько для его контрагентов. Объяснить, что он ищет и почему ни одна из 40 пересмотренных квартир не подходит, Владимир толком не мог. Критерий у него был один: мое не мое. Хуже того периодически он давал задаток, а потом срывал сделку: «Не мое!»
Вкратце о приятеле: зовут его Дмитрий Борисов, он держит клубы «Апшу» и Gogol?, кафе «Жан-Жак» и до недавнего времени был обладателем одного из лучших жилищ в Москве. Он жил в квартире, обустроенной на крыше сталинского дома на Садовом кольце. Главной достопримечательностью квартиры был так называемый балкон, точнее участок крыши площадью 140 м2. Там жарили шашлыки, играли свадьбы и однажды
Владимир пришел, посмотрел и решил: мое. Полюбившийся ему уголок представлял собою квартиру площадью 120 квадратных метров, пятую часть из которых составлял длинный темный коридор, и балкон площадью около 90 м2. Легенда этих невероятных балконов, которые, конечно, балконами не являются правильнее было бы называть их патио, такова: в доме жили сталинские генералы, недалеко жил Берия, а на балконах, наверное, должны были располагаться пулеметчики (почему пулеметчики, а не снайперы, например, не объясняется такова легенда и все тут). Владимир называет балкон солярием. Там и мангал, и спортивные снаряды, и зимний сад- все, в общем, что нужно человеку для счастья.
Но начал он не с балкона. Начал он с кухни. Квартира, даром что генеральская, колорит имела профессорский, то есть непротивный. Можно было бы даже и с ремонтом повременить, если бы не длинный коридор и не кондовая кухня. Самую главную комнату советского дома Владимир поставил на место: она скромно пристроилась вдоль прохода от гостиной к ванной или к зимнему саду. «Моя жена не любит готовить. Она вырастила троих детей, и она больше не хочет стоять у плиты. Это кухня, где никто не готовит». Кухня состоит из голландского комода XVIII века, на котором сверху расположена каменная плита. В плиту же встроены небольшая варочная поверхность и раковина. Комод задвинут в специально выдолбленную нишу, выложенную старинным венецианским кафелем. Готовить там действительно неудобно, но зато очень красиво правда, сесть на кухне негде (как и задумано), так что красотой надо наслаждаться дозированно, пока разогреваешь
До патио руки дошли уже позже. Впрочем, красивым назвать это место язык бы тогда не повернулся: пол, то есть кровля, проваливалась, вода текла вниз ручьями. Нанятые Владимиром строители подняли кровлю и обнаружили внимание! пространство, которое хозяин называет «подвалом». Целое потайное помещение площадью опять-таки около 90 м2, высотой местами достаточное, чтобы там встал в рост взрослый человек. Владимир предполагает, что там должен был размещаться взвод солдат или, скажем, кто-нибудь, кто следил за генералом. Так или иначе в квартиру выхода из подвала не было, зато был выход в подъезд. Этот выход Владимир заложил кирпичом, а после обустроил и подвал: обшил помещение деревом, сделал лестницу. Теперь у него есть не только квартира, о существовании которой, глядя на дом с фасада, невозможно догадаться, и не только патио, о котором и мечтать никто не посмел бы, но и целое потайное помещение, о котором не знало даже БТИ. Там Владимир думает установить гигантскую игрушечную железную дорогу.
ДОМ В ПОДВАЛЕ
Секрет правильного жилья в том, что пространство делится причудливым образом, создавая много уровней тайны. Сто лет архитекторы пытаются найти способы обмануть действительность и создать внутреннее пространство снаружи, внешнее внутри. Но вот возьмем жилище студентов Антона и Маши. Это мастерская их знакомого художника в подвале старого пятиэтажного дома рядом с метро «Тушинская». Поделим мастерскую на зоны. Вот улица, точнее, двор. Душевный тушинский двор с липами и тетками в тапочках. Вот черная железная дверь, которая ведет в подвал. Вот, собственно, подвал. К его слегка затхлому запаху привыкаешь быстро.
Спуск по бетонным ступенькам это такое крыльцо наоборот, ведет не вверх, а вниз, и не снаружи, а внутри. Справа жилой отсек. Там крошечная кухонька и спальня чуть больше кровати с пестрым икеевским бельем. В этой комнате единственное в подвале окно: уровень тротуара, он же уровень подоконника, примерно на уровне груди взрослого человека. Если положить на подоконник мобильный телефон, он, может быть, найдет сеть, хотя рассчитывать на это не стоит.
В кухне, где едва умещается высокий столик с тремя барными стульями, тоже есть окно, точнее, окошко. Оно открывается и закрывается, но ведет не то чтобы на улицу, а в другую зону мастерской зону рабочую, разделенную на три больших помещения. Здесь иногда работает художник, хозяин мастерской, тут же стоят его работы и хитроумное оборудование. А для студентов это внешний, нежилой мир,
«Первые дней 15 мы прикалывались, говорит Антон. Потом некоторое время давило». Тогда они забились в спальню с кухонькой. «Теперь это уже свое место». Но не целиком. Если пойти от крыльца в другую сторону, по левой стороне будет кабинет, а за ним железная дверь в «страшную комнату». Вот тут настоящий подвальный запах, от которого тут же начинает мутить. «Для жителей этого дома мы живем в аду, говорит Антон. Но это наш маленький ад».
Раньше, когда открывали дверь «страшной комнаты», во все стороны разбегались крысы
В прошлой жизни Маша жила с родителями в Матвеевском, а Антон с семьей в обычной съемной квартире. Потом Антон ушел с работы и стал учиться в Литературном институте. Два года назад они с Машей поселились в подвале, Антон научился жить без телевизора и с удовольствием читать толстые книжки. Очень рекомендует: «Прикольно».
ДОМ В ПАНСИОНАТЕ
Путь к себе лежит через смену жилища. Ольге Бровкиной в этом смысле очень нравится слово «Переделкино». «Потому что, говорит она, я переделываюсь». Раньше Ольга жила, как и многие, в квартире, там у нее был муж, помимо этого у нее была любимая работа, которая преследовала ее всегда и везде, отказываясь покинуть ее мысли даже во сне.
Потом Ольга Бровкина обрела рай. Он оказался недалеко от Москвы. Как можно было догадаться, у жизни в раю масса преимуществ: «Здесь хорошо и зимой, и осенью, и в плохую погоду плохой погоды здесь просто не бывает. Здесь реально соловьи поют и иволги
здесь эти, дятлы стучат.
Ольга Бровкина, хоть она и дизайнер одежды и интерьеров со студией на Тверской, относится к мифологии и атмосфере Дома творчества с благоговением и даже с восторгом: «Здесь старушки на лавочке обсуждают мировые проблемы. И здесь «стены помогают». Летом вот приезжают писатели. А как они знакомятся! «
Дом творчества как гостиница: в принципе, жить можно хоть годами (как это делают или делали в совсем других местах совсем другие творцы Илья Кабаков, например, или Владимир Набоков). В полночь, правда, запирают двери в корпус, а Ольга всегда возвращается после полуночи, так что приходится всякий раз вступать в осторожные переговоры с охранниками.
Комната в Доме творчества довольно скромное предприятие. Размер и состояние номера средней районной гостиницы все относительно чисто и относительно цело, но мебели больше: кроме кровати есть письменный стол, два кресла, диван и даже складные стулья для балкона. Живет здесь кроме Ольги еще левретка по имени Цезарь, и от этого, а также от обилия книг на подоконнике, открытых журналов на спинке дивана и всяческих девичьих игрушечек по всей комнате кажется, что комната набита до отказа. Кроме комнаты есть еще прихожая, развернуться в которой невозможно
ДОМ НА ФАБРИКЕ
Людям свойственно хотеть жить в норе. IKEA зарабатывает бессчетные тысячи на всевозможных палатках, складных домиках и закрывающихся балдахином креслах, без которых, оказывается, не могут жить наши дети. Кто из вас не ставил в большой комнате на полу палатку и не спал в ней, пока это позволяли родители? Или хотя бы не мечтал это сделать?
Модельер Денис Симачев поставил юрту на заводе «Арма», в прошлом газгольдер голландской постройки начала XX века. Сначала он на этом заводе поселился, попытался при помощи некоторого количества друзей-художников и фотографов, а также работников своей собственной мастерской обжить все 3000 квадратных метров корпуса 5а. Потом понял, что ему слишком много воздуха, и поставил там казахскую свадебную юрту. Вместо положенной дырки в крышу юрты встроен светильник, из него вверх идет блестящая гофрированная труба вытяжки но все равно в юрте воздух спертый, да еще и пахнет не то казахскими
Снаружи вниз от юрты ведет деревянная лестница для торжественных выходов: около восьми метров в ширину, ступеньки глубокие и высокие, вынуждающие идти неспешно и осторожно. Лестница ведет в огромное пространство, содержащее все обязательные атрибуты нью-йоркского лофта: кожаные диваны вперемежку с мягкой мебелью
По дизайну и духу это помещение могло бы быть абсолютно где угодно в Нью-Йорке, в Лондоне или даже в Челябинске. Только вид из окна, точнее, виды из многочисленных огромных заводских окон напоминают, что это Москва но Москва немного странная. В одну сторону индустриальный пейзаж на фоне облупленных девятиэтажек
Лучше всех спрятался сам Симачев: кроме юрты, куда он заходит подумать, у него есть спальня, точнее, она будет, когда будет готова кровать, которая полностью заполнит собой крошечное помещение в стеклянной башенке, воспарившей над пятым корпусом; сама башенка не заметна ниоткуда, но через чуть мутноватые стеклышки ее окон можно смотреть не только на псевдо-Капотню и модифицированный Земляной Вал, но и на «клубное» пространство с зеленым роялем.
ДОМ В БУДКЕ
Но зачем, спрашивается, брать такое огромное, не поддающееся обживанию помещение, как завод, и выгораживать из него свое крошечное пространство, когда можно начать с крошечного пространства? Художник Теодор Тежик 16 лет назад купил у города те самые маленькие домики, о которых мечтали все дети начиная с Чебурашки, трансформаторные будки в количестве трех штук. «Я ходил по городу и смотрел: что имеет четыре стены, крышу, но никакого функционального наполнения», рассказывает Тежик. Обнаружились списанные подстанции.
Быстро с таким обширным хозяйством не разберешься: Тежик полностью освоил только одно из приобретенных им строений, бывшую подстанцию на Студенческой улице. Раньше это был маленький домик, почти полностью заполненный бетоном и собственно трансформаторами. По обе стороны дома, то есть подстанции, были низкие двери пять штук с каждой стороны. Каждая дверь вела в крошечное помещение, которое, собственно, и представляло собой трансформаторную будку. Между будками стояли массивные бетонные стены. Когда трансформаторы вместе с бетоном вывезли предварительно подставив под крышу стальные фермы, уходящие опорами в землю, получилось просторное помещение, метров 45, с пятиметровыми потолками и десятью окнами от пола до уровня глаз. Большую часть комнаты занимают гигантские, промышленного вида волынки: последние годы Тежик занимается освоением музыкального хлама и изобретением музыкальных инструментов. За фермы, обшитые теперь красным деревом, заткнуты экспонаты из
Кстати, о красном дереве. Оно как и все, с чем работает Тежик, своего рода отходы цивилизации. Шестнадцать лет назад Тежик обнаружил завод в Мытищах, где привезенное из Африки красное дерево, каждый ствол которого надо было везти на отдельной фуре, резали на аккуратные квадратики для облицовки мебели из ДСП. Все округлое и неправильное, что оставалось от резки, сжигалось. Тежик купил два контейнера обрезков и привез в свою трансформаторную будку. Дерево оказалось тяжелым в обращении: резать его надо было алмазной пилой, а пыль оказывала одурманивающее действие на рабочих. Но в результате удалось облицевать деревом не только фермы, но и кухню.
Кухня располагается в подвале. Трансформаторной будке подвал ни к чему его и не было. Тежик выкопал подвал в пределах старого фундамента. Получилась на редкость уютная нора, где стоит стеклянный стол и многопудовые стулья с высокими спинками из кованого железа и где очень вкусно и красиво кормят. Кухня больше всего похожа на стилизованную деревенскую избу, а меньше всего на подвал трансформаторной будки. Это второй уровень тайны: мало того что в трансформаторной будке живут, мало того что под трансформаторной будкой живут так там еще и живут в деревне. Бегает большой петух, орет, как ему положено, из подвала звук
А почему бы не жить в трансформаторной будке рядом с Кутузовским проспектом, как в деревне? Есть еще и кусочек земли, аккуратно отгороженный низким заборчиком. В начале лета здесь благодать. Обустроить это все было предельно сложно: например, когда придумали способ подключиться к канализации с уровня ниже уровня труб из подвала же и построили специальную насосную установку, то, когда ее запустили, она не только издала звуки, больше всего напоминающие взлетающий реактивный самолет, но и заставила крышки унитазов в соседнем многоэтажном доме приподняться и выпустить в квартиры все то, что качал Тежик.
Но теперь подстанция окончательно трансформировалась в идеальный дом: даже бывшие двери, превратившиеся в окна, снаружи оборудованы ставнями. «Я немного утомлен уже, говорит Тежик. Но это нужно моим друзьям, которые с удовольствием сюда ходят». Кажется, он кокетничает. Во всяком случае, он уже строит, то есть роет, следующий уровень: в ванной, рядом со стилизованной под большую дубовую бочку собственно ванной, копошатся рабочие, откачивают при помощи бесконечного розового шланга воду, выносят мусор. Что там еще можно построить? Секрет.
Владимир: «Ненавижу пафосность. В новых домах вида нет к окну лучше не подходить. Тут пафосность благодаря патио есть, но она человеческая. И есть сталинская кондовость, которая должна быть у дома».
Антон и его девушка Маша живут в маленьком отсеке огромной подвальной мастерской. Остальное пространство сродни дачному участку даже качели есть.
Ольга Бровкина утверждает, что в Доме творчества писателей в Переделкино всегда хорошая погода. «Другие ездят на Тибет, а я нашла свой рай».
Денис Симачев: «Я стал понимать, что нет ни одной маленькой комнаты, куда можно пойти и подумать. Слишком много воздуха это тоже давит». Теперь у него есть казахская свадебная юрта.
Ну где еще можно найти такую гостеприимную трансформаторную подстанцию? Здесь есть место для семьи из трех человек, двух собак и петуха. А гостей набивается человек по пятьдесят.