фотографии: пресс-служба Московского дома фотографии; Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни на съемках «8 1/2», 1963 год
Лет 8 назад я приехала в Рим, и меня познакомили с сыном Тацио Секкьяроли. Я тогда о нем практически ничего не знала, единственное — где-то за год — за два до этого мой муж купил на Paris Photo портрет Феллини работы Тацио Секкьяроли — евро за 50, он тогда ничего не стоил. А тут я увидела целый архив, и у меня буквально начали трястись руки. Потому что это один из лучших фотографов, которого я вообще видела в жизни. Где-то через месяц после этого у меня начинался фестиваль «Мода и стиль в фотографии», программа которого уже была окончательно сверстана. Тем не менее я тут же выбрала из этого архива фотографии для выставки и вывезла их из Рима охапкой, буквально за несколько часов оформив все документы, — и включила выставку в программу фестиваля, несмотря на то что мне пришлось ее всю переделать. Она прошла в «Новом Манеже» под названием «Избранное» и имела сумасшедший успех. Мы там представили разные грани его творчества, а в центр поставили его фотографии из Москвы — он приезжал в Москву и очень ее любил.
Софи Лорен, съемки фильма "Графиня из Гонконга", 1966
В конце 50-х, когда Рим стал Меккой кинозвезд, Тацио Секкьяроли был репортером. Однажды он снял стриптиз на вилле итальянского аристократа, члена парламента, в присутствии всей политической элиты Италии. Эти съемки вышли в газете, потрясли пуританскую католическую Италию и спровоцировали политический кризис. Этой историей дико заинтересовался Феллини. Он разыскал Тацио Секкьяроли, пригласил его в кафе и именно там набросал на салфетках первый контур сценария «Сладкой жизни», а потом пригласил Секкьяроли учавствовать в съемках этого фильма. Один из персонажей фильма — репортер по имени Папараццо. Откуда взялось это имя — точно неизвестно, но прототипом героя был Тацио Секкьяроли, и именно так возникло слово «папарацци». Попав к Феллини, Секкьяроли довольно скоро ушел из репортерской профессии и стал фотографом на съемочной площадке. Он был личным фотографом Софи Лорен, снимал Марчелло Мастроянни, Джульетту Мазину и других актеров, в основном работавших у Феллини. И, конечно, лучшие портреты Федерико Феллини принадлежат именно ему.
И совсем недавно, буквально пару месяцев назад, случилась фантастическая вещь: российский инвестиционный фонд «Фотоэффект» купил архив Тацио Секкьяроли. Более того, по договору его сын даст любую консультативную помощь — я пока не знаю, насколько хорошо этот архив описан. И теперь в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» мы делаем огромную выставку — она будет и продолжением итальянских сезонов, и, конечно, очень подходит к теме фестиваля «Люди в свете». Секкьяроли — один из лучших портретистов мира. Он никогда не заставлял людей позировать — он их ловил. Секкьяроли умел создать на фотографии саспенс, который не снился Хичкоку. Он — фотограф драйва, его фотографии — это выстрелы.