Атлас
Войти  

Также по теме

Оживитель кукол


  • 1765

Оживление неживой материи - сложный, кропотливый процесс. Более того, ученые во всем мире считают, что на сегодняшний день это невозможно. Между тем некоторые люди профессионально занимаются этим аспектом магии. Называются они аниматорами. На съемку двух минут кукольного фильма уходит 74 метра пленки и месяц непрерывной работы. Мне всегда было удивительно, что кто-то посвящает свою жизнь такому медленному занятию. Причем с явным удовольствием. К таким людям относится Милана Викторовна Федосеева, которая с десяти лет знала о своем предназначении. Именно тогда она нарисовала на бумаге зайца хулиганского вида в клетчатой кепке. Мама, оценив рисунок, однозначно сказала: "Миланочка-то наша будет аниматором". Милана тогда не знала значения этого слова, но на всякий случай согласилась. В 1988 году, после окончания школы, она попробовала было поступить в Институт полиграфии на иллюстратора книг, но судьба воспротивилась - ее не приняли.

- Чуть позже по телевизору я услышала, что проводится набор на курсы повышения квалификации аниматоров при творческом объединении "Экран", - вспоминает Милана. - Я принесла свои работы - рисунок классического Давида и живописные эскизы. Бегло ознакомившись с творчеством, комиссия вынесла вердикт: не смешно. Кто-то из преподавателей посоветовал нарисовать "что-нибудь повеселее". Будучи человеком работоспособным, за неделю Милана изрисовала толстую тетрадь за 48 копеек всевозможными историями в картинках. Но экзамены в этот момент уже закончились, и она успела только на заседание художественного совета. На этот раз члены совета так смеялись над картинками, что приняли талантливую девушку без экзаменов. С тех пор смех зрителей Милана считает критерием успеха.

Так в семнадцать лет Милана Викторовна стала аниматором. Первая картина, сделанная с ее участием, называется "Карманник". Это история о воре, который был таким маленьким, что помещался в карман. Поучаствовала в фильме Милана дважды. Сняла сценку в несколько секунд, в которой главный герой говорит одну фразу: "Все, я завязал, я летчиком буду". A в самом начале фильма была крупным планом показана обтянутая фирменными джинсами попа. Позировала Милана. С тех пор начались трудовые будни. "Экран" снимал четырнадцать кукольных фильмов в год, так что работать приходилось без перерывов.

-Перед началом съемок я первым делом смотрю на качество кукол, - делится Милана Викторовна. - Очень важно, чтобы у них гнулись все суставы, не мешала одежда и выглядели бы они привлекательно. Потом строится макет: некая пластическая масса превращается в город, пустыню, горы. Художник расставляет по местам предметы и персонажей. С этого момента начинается самое главное. В павильоне возникает совершенно особое состояние: кругом тихо (в помещении только аниматор и оператор), темно, освещен лишь новый мир, который оживят твои руки. Это волшебное чувство, неповторимое. Камера фиксирует, как Милана Викторовна кадр за кадром еле заметно меняет позу куклы. Профессия аниматора схожа с актерской. Он играет сразу за несколько персонажей, вживаясь в характер, настроение, образ. Но еще нужно очень хорошо помнить движение, которое каждый персонаж совершил в прошлом кадре, чтобы на пленке не получилось абсурда. Как и сапер, аниматор не имеет права на ошибку, потому что из-за одного прокола приходится снимать всю сцену заново. A это недели работы.

Десятиминутное кукольное кино занимает пять месяцев. Это средний срок жизни куклы. Чаще всего у нее ломаются маленькие шарниры, которые соединяют железный каркас внутри тела, или рвется поролон, обтягивающий основу.

- Мои самые любимые куклы, - рассказывает Милана, - нечеловеки. Даже для опытного аниматора сделать движения куклы человечными - настоящая каторга. Это все равно что из кубика сделать шарик и заставить его прыгать. Человеческое тело очень подвижно, поэтому из куклы нужно выжимать все. A всего она не может. Я вообще считаю, что добиваться реалистичности от куклы глупо. Она должна выглядеть как человек, а двигаться как идиот, странно двигаться. Тогда это интересно. Поэтому я больше люблю зайчиков, мух и разных других чмуриков.

В 1996 году "Экран" закрылся, и Милана стала работать сразу на нескольких студиях. Сегодня это единственная возможность человеку такой профессии заработать. Потоковую съемку ни одна компания позволить себе не может. A только на создание сценария, персонажей и изготовление кукол уходит пять месяцев. Поэтому приходится работать там, где есть что делать. Труд аниматора оценивается исключительно по результату: 52 кадра стоят 20-22 доллара. При непрерывной работе можно наснимать за месяц на 40 тысяч рублей. За четырнадцать лет Милана поучаствовала в десятках проектов. В 1997-м снятая ею картина "Укрощение строптивой" получила "Пальмовую ветвь "на Каннском фестивале. В этом году фильм "Желтухин" получил первый приз на фестивале анимационных фильмов в Суздале.

- Призы - вещь субъективная и не всегда понятная, - делится Милана. - Другое дело, когда отснятые моменты просматривает кто-то на студии и вдруг начинает судорожно смеяться. И тут ты понимаешь: вот оно - счастье!

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter