Атлас
Войти  

Также по теме

Отношение сиблингов


  • 1305

Существует мнение, что дети, живущие без братьев и сестер, вырастают более эгоистичными и холодными, чем те, кто растет в коллективе. Попробуем разобраться – так ли это на самом деле?

Мне кажется, такая точка зрения основана на представлении, что единственного ребенка гораздо больше балуют, чем ребенка из многодетной семьи. Отчасти это верно: есть семьи, где единственный ребенок становится живой игрушкой для многочисленных взрослых, которые по малейшему кивку выполняют все желания детки, кроме, разумеется, его желания жить своей собственной жизнью. Однако так бывает не всегда. В наши дни, когда родители, в основном, живут отдельно от старшего поколения и при этом оба работают, единственный ребенок зачастую оказывается вполне самостоятельным. Он сам ходит в школу, готовит уроки и обед, покупает продукты и помогает по хозяйству, пока мама с папой на работе.

И все-таки разница между единственными детьми и теми, у которых есть брат или сестра (сиблинги), действительно существует. Она связана скорее не с имущественным статусом ребенка (у единственного чада больше игрушек, и он ни в чем не знает отказа), а с эмоциональным. Ведь в большинстве московских семей, как правило, хватает денег на то, чтобы и двое детей были одеты-обуты-выучены. Однако суть ситуации в том, что в семьях, где живут несколько детей, положение каждого не является исключительным.

Недостатки такой ситуации очевидны: как бы много игрушек ни было, ими все равно приходится делиться. То же – с родительским вниманием: всегда рядом находится кто-то, претендующий на внимание родителей наравне с тобой. То есть проблема существует. Но тем не менее эмоциональные достоинства жизни с братьями и сестрами, на мой взгляд, перевешивают ее недостатки. Я, скажем, убеждена, что в многодетной семье малыши гораздо раньше имеют возможность научиться жить в обществе себе подобных.

Конечно, отношения сиблингов всегда неоднозначны: в них есть место любви друг к другу и ревности к родителям, поддержке и зависти, дружбе и конкуренции. Но это нормально. Модель отношения братьев-сестер – это модель человеческого общества в миниатюре, и потому в ней отражены все чувства, существующие между людьми. Ребенок, который растет в коллективе, имеет гораздо больше возможностей для того, чтобы в безопасной, теплой семейной обстановке научиться основам коммуникации и цивилизованной конкуренции, у него больше возможностей для социального и эмоционального взросления, шире палитра ролей, которые он играет, и больше свободы быть самим собой. Он знает, что вражда не бесконечна и всегда можно найти способ примирения. Он учится отстаивать свое мнение и свои права, но при этом – и уважать права других, и принимать свои обязанности как объективную необходимость. И, наконец, при правильном поведении родителей ребенок в такой семье может научиться поистине бесценной вещи: жить не в конкуренции, а в кооперации.

Что делать, если у вас в семье растет только один ребенок? Старайтесь создать ему такие условия, чтобы он мог общаться со сверстниками, вступать с ними не в обучающие, а, скорее, в бытовые отношения. Например, хороши любые кружки и секции, в которых дети заняты командной деятельностью. К примеру, строят яхту, на которой потом летом будут вместе путешествовать.

Моя приятельница, у которой растет единственный сын, много лет учила его играть на скрипке. Сначала частным образом, потом – в хорошей музыкальной школе. Однако выяснилось, что на конкурсных концертах мальчик выступает чуть не хуже всех: он так пугается ситуации конкуренции, что от волнения не может играть. Подруга нашла хороший выход: отдала сына в оркестр, а кроме того, стала звать детей к себе в гости, водила их на прогулки по городу, да и вообще – стала следить за тем, как общается ее ребенок. И действительно: после того как мальчик перестал видеть в других детях только конкурентов, он стал гораздо успешней. А главное – гораздо счастливей.

Общение и интересные публикации на Еве.Ру

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter