Петербург, Казанский собор
23 июля 2012 года
Для этой акции художник зашил себе рот суровыми нитками и в течение полутора часов стоял в пикете у Казанского собора. В руках Павленский держал плакат в поддержку Pussy Riot с надписью: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф. 21:12–13)». Сотрудники полиции задержали Павленского. Решив, что он невменяем, полицейские вызвали «скорую помощь». Врачи отвезли художника на обследование к психиатру, который признал задержанного вменяемым. Павленского отпустили.
Павленский об акции в интервью «Эху Москвы»:
— Такая практика была и у художников, и среди заключенных, но для меня это не имело никакого значения. Вопрос первичности и оригинальности для меня никак не стоял. Не было задачи кого-то удивить, придумать что-то необычное. Тут скорее надо было сделать жест, который точно отражает мою ситуацию.
Меня, в частности, эта проблема тоже касается. Помимо истории с Pussy Riot, идет повсеместное ужесточение цензуры, вводится запрет на открытые высказывания в современном искусстве. Я вижу, как многие художники все это принимают. Рамки постепенно сужаются. Год назад такого не было. Мне не нравится, что люди, в первую очередь художники, все это принимают очень легко. И вот этот процесс над Pussy Riot — это жест власти, которая решила показать, что всем пора заткнуться.
Я считаю, что в России сейчас не может быть аполитичного искусства. У нас идет явное давление на общество со стороны власти. Страна погружается в мрак. И если человек нейтрален ко всему этому, то, значит, он поддерживает режим. Что бы художник сейчас ни делал, это все не может носить аполитичный характер. На наших художниках, журналистах, музыкантах, писателях — всех представителях общества — лежит ответственность.