Заглушка на сайте Colta.ru провисит до 16 июля
Мария Степанова
_______
— Вы, в отличие от других редакций, не самым обычным образом распорядились своей компенсацией. Почему и как?
— Начать нужно с того, что у нас — в отличие от многих других — была такая возможность, спасибо владельцу OS Вадиму Беляеву. Наши компенсации вдвое больше тех, что предусмотрены трудовым кодексом, и это дает и всей команде, и каждому из нас возможности для маневра. Мы могли бы, конечно, разбежаться или купить себе на эти деньги пряников — но то, что мы будем пробовать сейчас, гораздо интереснее. Для начала мы просто скинулись всей редакцией, собрали деньги в шапку и сделали из них гонорарный фонд — без него сайт не выживет, на нем не будет ни картинок, ни сторонних авторов. Потом зарегистрировали новый домен и вот сейчас готовимся на него переезжать. Что получилось или что начинает получаться — можно будет увидеть совсем скоро, 16 июля, на www.colta.ru. Что это за «кольта» такая — можно выяснить по этому адресу уже сейчас.
— Вы планируете делать то же самое или будете что-то менять, раз уж и название меняется?
— Мы давно хотели взбодрить и перелопатить существующую версию сайта, теперь это придется делать в экспресс-режиме — и это хороший повод изменить все, что хотелось убрать или переделать, а руки не доходили. Но сама задача остается прежней — делать сайт о культуре и обществе, который говорил бы о современности на ее, современности, языке. Вся редакция OpenSpace, кроме Екатерины Деготь, остается на своих местах; наши знаковые авторы, а мы ими страшно гордимся, тоже готовы продолжать работу. Но пять лет назад, когда мы начали придумывать то, что стало сайтом OpenSpace, и мир вокруг, и мы сами были совсем другими. Сегодня я сделала бы его иначе — и на самом деле возможность перезагрузки, которая у нас появилась, можно считать подарком судьбы. Пусть и несколько непредвиденным.
— Откуда взялась идея краудфандинга и насколько серьезно вы на нее рассчитываете?
— Она, мне кажется, носилась в воздухе. Разного рода горизонтальные гражданские инициативы, новые формы самоорганизации и взаимовыручки — едва ли не главное, что происходит сегодня с нами и вокруг нас, и уж точно самое живое. Люди перестают ждать спасения извне и начинают помогать друг другу сами. За примерами ходить не надо, опыт Навального и кошелек Романовой у всех перед глазами. Но такие вещи работают не только в политике. Сайт о культуре и обществе тоже может финансироваться напрямую, самими читателями — теми, кому он нужен, теми, к кому он обращается.
— Знаете ли вы кого-то, кто уже готов дать деньги, и о каких суммах вы думаете?
— Мы видели, как наши читатели в комментариях на сайте писали, что готовы были бы платить деньги, лишь бы сайт в его прежней версии продолжил существование. Нам и раньше приходило в голову, что эта модель может оказаться рабочей, что ее стоило бы опробовать. Но мы как-то не очень представляли себе, как за это взяться. Теперь нам на помощь пришли ребята из нового краудфандингового сайта Planeta.ru, будем делать это вместе. О каких суммах речь? Минимальный перевод — 300 рублей, а дальше возможны варианты. «Планета» работает по схеме, где человек, пожертвовавший деньги на какой-то проект, получает взамен что-то стоящее: книжку с автографом, приглашение на вечеринку. Мы тоже придумали какие-то штуки для тех, кто будет нам помогать, они есть на нашей странице на сайте «Планеты».
— Надеетесь ли вы на появление инвестора в итоге? Прекратите ли вы краудфандинг тогда?
— Да, надеемся. Существование сайта вроде нашего, с огромным объемом обновлений, большой посещаемостью и сложной структурой, — довольно затратная штука. Но мне кажется, что эта редкая, практически не применявшаяся в российских медиа модель монетизации сама по себе может стать для инвестора интересным экспериментом. Как работает продажа рекламы в случае с сайтами вроде нашего, мы знаем: не очень-то. Принято считать, что альтернатива продаже баннеров — разного рода спецпроекты. Но краудфандинг в качестве схемы, которая позволила бы инвестору существенно снизить расходы на культурно-просветительский проект, никто, кажется, не рассматривал. Мне самой интересно увидеть результат.
— Что будет, если вы будете набирать всего 50 тысяч рублей в месяц?
— Ну, начнем с того, что 50 тысяч в месяц для нас — довольно большие деньги. У нас низкие гонорарные ставки, и эти 50 тысяч — это 10–15 материалов, хороших, полновесных, да еще и с картинками. Так что и за них будем очень благодарны. Другое дело, что элемент игры для нас в этом сюжете, конечно, есть — и не только в части, связанной с краудфандингом. Хотя бы потому, что у проекта есть четкие временные рамки. Сейчас он будет существовать в сильно усеченном режиме, в логике выставочного стенда или фестиваля — с очень небольшим объемом обновлений, одно-два в день, — зато все они будут, что называется, штучные. И если мы не нащупаем механизм финансирования, который позволит сайту работать на всю катушку, в полном объеме всего, что мы задумали, — Colta.ru прекратит работу. Я даже могу сказать, когда это произойдет, если произойдет, — 15 октября, ровно через три месяца после старта.
— Будет ли список участников публиковаться или это анонимное пожертвование?
— Обязательно. У нас там будет специальная благодарственная страница, где перечисляются все, кто как-то, словом, делом или рублем, помог новому сайту осуществиться. Этих людей уже немало. Надеюсь, будет еще больше.
Некоторое время назад компания молодых журналистов, в том числе бывший шеф-редактор программы «Центральное телевидение» Александр Уржанов, корреспондент Рен-ТВ Роман Супер и другие, объявили сбор денег на журнал для жителей Новогиреево «Милый друг». Через некоторое время первый номер был напечатан, а больше об этом проекте никто ничего не слышал. Александр Уржанов рассказал БГ о том, что это было и можно ли жить на краудфандинг.
Александр Уржанов
_______
«Крутизна краудфандинга — не в том, что это легкий способ помочь одним людям собрать кучу денег (пока в рунете нет своего «Кикстартера», действительно много все равно не соберется), а в том, чтобы другие могли по-настоящему помочь редкому, но правильному и важному делу, для которого даже сто рублей уже лучше, чем ноль, уныние и кладбище, — и почувствовать себя этому делу сопричастными.
Когда мы делали «Милый друг», то думали, что такой журнал не нужен никому, кроме нас пятерых, — а оказалось, нужен как минимум полусотне человек; нужные сто тысяч рублей через «Яндекс.Деньги» мы все равно не собрали, но почти семьдесят было у нас уже спустя три недели. При этом мы не располагали ничем, кроме репутации четырех околомедийных расп…дяев, — а за плечами OpenSpace четыре года, тысячи текстов и миллионы просмотров. Тут самое главное — открытость и прозрачность: есть обозначенный потолок в сколько-то тысяч или миллионов рублей, и читатель должен понимать, что его конкретные сто рублей пошли на командировку Светланы Рейтер, новые очки Дениса Бояринова или представительские расходы А.Б.Лошака, неразрывно связанные с написанием новой колонки (что бы это ни значило). Конечно, после эйфории первых пиастров понимаешь, что целая редакция на это уж точно не прокормится, — но рядом глядишь, да и появится желающий по-братски подогнать всю сумму. А то и новый инвестор — и шанс начать все сначала».