Иллюстрация: Маша Краснова-Шабаева
Станцию метро «Маяковская» построил великий советский архитектор Душкин. Он вообще много чего построил: высотку у Красных Ворот, «Новослободскую», «Кропоткинскую», «Детский мир», и каждая его работа, если присмотреться, похожа на храм. Правда, по-настоящему прочувствовать это можно лишь раз в году, лучше всего именно на «Маяковской». В этот день на станции шумно, даже шумнее обычного, почему-то очень много веселых таджиков, но где-то без десяти двенадцать станция пустеет, все опаздывающие в панике выбегают наружу, и на перроне остается небольшая группа людей, специально приехавших со всех концов Москвы. Они держат бокалы, молчат, улыбаются и ждут. Только часы медленно щелкают: 23.58, 23.59, 0.00. Все. С Новым годом. Можно валяться на мраморном полу, класть подарки под колонну, прыгать, пить шампанское, даже курить никто и слова не скажет. Потому что никого нет. Тихо, пусто, светло и торжественно. Как в церкви. Или как в советской назидательной повести «День непослушания»: взрослые уехали, и теперь можно делать все, что заблагорассудится.
Это счастливые минуты. И хочется их как-то растянуть как можно дольше. А потом вдруг оказывается, что ничего растягивать не надо: все следующие дни или даже недели город выглядит так же, как станция «Маяковская» в полночь. Никого нет, непривычно тихо, почти не пахнет выхлопными газами, потому что машин нет тоже, и накрывает от этого с пугающей силой. Больше всего Москва напоминает первые кадры фильма «28 дней спустя»: там главный герой также выбирался на улицы Лондона и обнаруживал, что вокруг никого, совсем никого нет. Только поваленный рекламный щит и странные кучи мусора.
Все закрыто. Ветер тащит по пустому тротуару еловую веточку. На углу стоит милиционер, похожий на чучело милиционера, и желает прохожим удачи (так и было, не вру!). Автомобилисты бесцельно ездят туда-сюда и запоминают ощущения. Никто не тырит кошельки в переходе у Лубянки, не кидает рубли на нулевом километре, не носит плакаты «Ликвидация фирм». На Воробьевых горах нет свадеб, на Арбате фотографа со Шреком. По Покровке не ходит человек-чебурек, пропали люди-звери, зазывающие в «Снежную королеву». Москва, оказывается, очень красивый город, это какая-то ирреальная, сновидческая красота когда никого нет. Этот город часто бывает похож на сон, но обычно все-таки на тревожный кошмар, а тут получилась элегия: никуда не надо спешить, все ужасно медленно, сил, правда, тоже нет, но это приятная усталость. Как часто бывает во сне, каждое движение дается с трудом, но и это неважно по пустой Москве едешь со скоростью звука, а таксисты согласны на любые цены: везти все равно некого и некуда.
Делать нечего тоже. Концертов нет: артисты отдыхают после новогоднего чеса. Танцы свернуты. Спят музейные работники, клубные деятели, стоматологи и массажисты. За всех отдувается Вуди Аллен: на премьерных сеансах «Матч-пойнта» одна половина города неминуемо встречается с другой. По телевизору показывают ретроспективу «Бэтменов» и «Смертельного оружия», по штуке в день. Главное культурное событие распродажа в IKEA. При этом существовать приходится в полной темноте, потому что все время промахиваешься мимо светового дня.
В кафе и ресторанах так же пусто и сумрачно, как на улице. По инерции звонишь заказать столик, и уже по голосу отвечающего все понятно: звонку он как-то преувеличенно рад, а постановке вопроса удивлен чего их заказывать, когда они все свободны? Бармен смешивает сам себе коктейли, официанты зевают, знакомых никого, даже уткнуться глазом не во что. Какой тогда смысл? Лучше уж поесть дома.
Дома, впрочем, еще хуже. Остается только ходить в гости, и каждая вечеринка немедленно превращается в точную копию белоэмигрантских посиделок в Стамбуле 20-х: разговоры только о том, кто уже уехал, а кто еще собирается и кто как устроился на новом месте. Только вместо Берлина и Парижа Гоа, Дахаб и горнолыжные курорты. Кто и не уехал, и не рвется, оправдывает присутствие в Москве разными эфемерными причинами: не достал билет на пароход, то есть на чартер, не успел с визой, вообще протормозил. То, что там лучше, чем здесь, даже не обсуждается: раз все уехали, то уж, наверное, не просто так. У каждого наготове пара чужих SMS. «А. Н. пишет: видел на пляже Укупника». «Маша приземлилась, едет в Раджастан». «А вот в Зальцбурге, говорят, тухло». Все хором: «Можно подумать, здесь весело!»
А ведь столько было всего запланировано! Столько накоплено непрочитанных книг, непросмотренных фильмов и, кстати, всяких дел. Это же настоящий подарок, то, чего больше всего и хотелось: куча свободного времени, не отягощенного моральными обязательствами, да еще, бонусом, Москва без лишних людей, без людей вообще, очищенная, приукрашенная светлый сон любого москвича. Бери, казалось бы, и радуйся. А остался почему-то только шум в голове да еще новогодний джет-лэг: это когда каждый день стабильно просыпаешься в два, а то и в пять. Вышла одна большая нравоучительная история про счастье и неумение им воспользоваться.