Иллюстрация: Маша Краснова-Шабаева
Мы долго стояли, разглядывая строгое и красивое лицо молодого милиционера. Он пускал нас по двое или по трое. Наверное, только в такую погоду и стоит посещать Кремль: был хрусткий, бесснежный мороз, который трезвит и заставляет остро помнить всякую мелочь.
Нас было несколько: лауреат Букера прошлого года Денис Гуцко, писатель из Петрозаводска Дмитрий Новиков, автор книги «Я — чеченец!» Герман Садулаев, Анна Андронова из Нижнего — медик и хороший сочинитель, автор военных рассказов Саша Карасев и я. К помощнику президента Суркову нас привез в гости Сергей Филатов — в свое время глава администрации Ельцина. На входе в Кремль у автора военных рассказов Карасева отобрали газовый баллончик.
— Что ж вы его так… Сурков совсем не страшный, — посетовал милиционер и сострил, что на Лубянке пустуют пыточные подвалы.
— Хорошая шутка, — мрачно сказал Садулаев.
На входе в здание администрации у нас отобрали мобильные телефоны и разрешили без номерков раздеться в гардеробе.
Милиционеры, стоящие на страже главного административного здания державы, были молоды и симпатичны. Я подумал, что
Мы прошли в зал, где проходят заседания Совета безопасности. Поочередно усаживаясь на место, где обычно сидит Путин, ребята начали фотографироваться, поднимая указующие персты и делая строгие брови. Вошел Сурков, ничему не удивился, спокойно сел в кресло. Он среднего роста, чуть ниже меня (во мне 1,80). Чеченская кровь дала ему легкую стать, которую редко встретишь в русских людях. Так я представлял себе чеченцев, читая Лермонтова: тонкая кость, быстрый бросок.
— Если писатели интересуются политикой, значит, жди беды, — пошутил Сурков и усмехнулся. Все напряженно молчали, никто не ответил улыбкой. — Вам это действительно интересно?
— Нам интересно, — ответил я за всех.
Когда Сурков говорит, создается ощущение, что он смотрит в глаза, но это не так.
Он смотрит в переносицу или в подбородок. Меня тоже учили так смотреть, правда, это были занятия по рукопашному бою.
— Россия пришла к демократии органически, — рассказал Сурков, — иерархическая командная cистема исчерпала себя.
Он объяснил, что система должна быть гибкой, а не закостеневшей. «Как наше тело», — добавил он и единственный раз за весь разговор сделал несколько движений руками и плечами — так разминаются рукопашники перед тренировкой.
— Демократия в России, — сказал Сурков, — находится в неустойчивом состоянии. Есть реальная опасность — крупный капитал, который легко присваивает рычаги влияния. Он часто усмехался, пока говорил. Усмешка его похожа на быстрый выдох. Как после удара.
— Сегодня контрабанда колоссальна, — сказал Сурков. — 30% въезжающих в страну фур не приходят в пункт назначения, на склад. Конечно, в этом власть виновата. Но ведь что такое власть? Это цепочка, десятки тысяч людей, которые вовлечены в этот оборот. — Сурков посмотрел так, что многие из нас успели подумать, что они вовлечены тоже. Я решил срочно исправлять ситуацию.
«А стихи вы на работе пишете?» — спросил я, пытаясь заглянуть ему в глаза. Сурков ведь пишет стихи. Мне вот такие нравятся: «Время угрюмое, кончились праздники. Мир и покой. Ломятся в дверь, это черные всадники. Это за мной…»
— Иногда пишу, — сказал он, застенчиво улыбаясь, — но я называю это не стихи. Это версификации. Мне интересно складывать, но я не считаю себя талантливым.
— А на работе никогда этим не занимаетесь? — поинтересовался я о стихах.
— Было пару раз, — просто ответил он. Больше мы о литературе не говорили. Владислав Юрьевич и так рассказал много интересного. О том, что, если хочешь хорошо получать, надо много работать, и еще о том, что демократия — это терпение.
На выходе из зала, озирая бутылки с лимонадом, поставленные для писателей в прихожей, один из моих спутников сказал: «Хоть бы вина налили». Он обернулся
и встретился глазами с Сурковым — тот стоял у писателя за спиной. Его глаза впервые за все трехчасовое наше общение были почти нежными. Может быть, Сурков сам не прочь был
Мы ехали по ночной Москве. «Пусть меня гонят сквозь город простуженный и через мост, — напевалась песенка на стихи Суркова. — Прямо туда, где метелью разбуженный старый погост. В прошлом останутся домики, садики, миф тишины. Белые улицы, черные всадники, зимние сны». «У него грустная работа» — так вот подумалось.