Рядовые зрители и профессиональные рекламщики оживленно обсуждают, не слишком ли по-хамски сделана новая телевизионная реклама пива "Тинькофф". Роликов, собственно, три. Первый - более или менее нейтральный. В нем показывают пивной ресторан "Тинькофф", где отдыхают только приличные мужчины в пиджаках и галстуках, а при них - длинноволосая бабенка в открытом платье, которая томно выгибает голую спину. Герой второго ролика - проворный мужчина в трусах, который спит на палубе роскошного морского катера сразу с двумя голыми барышнями: одна - беленькая, а другая - темненькая. Закадровый голос объясняет зрителю, что это он видит такие черно-белые сны, потому что он у нас один такой ловкий. Пива-то хорошего попил - и теперь грезит красотой, а не сухомяткой какой-нибудь отсталой.
Но гораздо больше шума наделал третий Тинькофф-ролик, в котором действуют уже не менеджеры среднего звена, крутые, как пасхальные яйца, а стадо баранов. Гремит гром, сверкают молнии, животные нервничают и жалобно блеют. Но вот появляется некто в плаще с капюшоном. Стихия от этого, правда, не успокаивается, но баранам явно становится легче. Слоган: ""Тинькофф" - он один такой". Многие граждане восприняли это рекламное послание весьма буквально: они подумали, что производители дорогого пива держат за баранов всех, кто этого пива не покупает. Я решила не истязать себя расшировкой намеков и спросила о том, что имелось в виду, непосредственно у компании "Тинькофф".
- Мы сейчас получаем разные отклики о нашей рекламе, - говорит член совета директоров компании "Тинькофф" Самвел Aветисян. - В наш московский офис ежедневно приходят три-четыре письма. Среди них есть как резко отрицательные, так и положительные, даже восхищенные. Такая реакция объясняется прежде всего тем, что наши ролики, пожалуй, единственные рекламные работы на российском телевидении, которые побуждают зрителей самостоятельно думать. Наша реклама не содержит однозначных ответов. Все остальное делается главным образом в лоб. Производители просто тупо доносят до потенциального потребителя информацию и не оставляют ему возможности составить о предмете собственное мнение. Главная задача наших роликов заключалась в том, чтобы встряхнуть людей. Нам это удалось.
- Не резко ли вы встряхнули их с баранами?
- Нормальному человеку не придет в голову мысль сравнить себя с бараном. Если некоторые все же могут ассоциировать себя с этим животным - это не наша целевая аудитория.
- A какая у вас целевая аудитория?
- Мы называем наших потребителей "молодыми профессионалами" - это люди в возрасте от 25 до 35 лет, с хорошим европейским образованием или же выпускники престижных московских вузов. Они работают в крупных иностранных компаниях, занимают должности средних и высших менеджеров. Носят часы "Радо" и ездят отдыхать на французский курорт Куршевель. Для них не важно общественное мнение, для них главное - свобода выбора. Я бы сказал, что это поколение, пришедшее на смену новым русским. Они, правда, пока не осознают себя как новый класс, но мы хотим им помочь самоопределиться.
- Почему вы стараетесь все сделать сами? Почему не пользуетесь услугами серьезных рекламных агентств? - поинтересовалась я у г-на Aветисяна.
- Пока мы не нашли агентства, которому могли бы полностью доверять. Дело в том, что они по какой-то непонятной мне причине считают, что реклама прежде всего должна продавать - это, мол, ее основная задача. Получается глупость: есть реклама - товар продается, рекламы нет - и продажи начинают резко падать. Это похоже на наркотическую зависимость. Я же считаю, что реклама - это прежде всего сообщение, один из способов донести до потенциального потребителя свои идеи и мысли. Родилась новая идея - снимай ролик; нет - так и не надо суетиться. Продажи не должны от этого падать. Приведу пример такого подхода: вы часто видите на телевидении рекламу компьютеров "Эппл"? Нет? Но это же не значит, что их компьютеры не продаются!
Следует согласиться с тем, что логика г-на Aветисяна и его компании ясна и не лишена очарования уверенности. Но я бы при этом рискнула предположить, что у "Эппл" хорошие продажи и без рекламы благодаря своей исключительной репутации, построенной отчасти и на том обстоятельстве, что никогда ее компьютеры не рекламировались на фоне стада баранов.