В смурные годы поздней перестройки на московских кухнях, где герои рок-н-ролла отдыхали после изнурительных стадионных концертов, появился Альберт Кувезин, задумчивый певец далекой Тувы. Выступая на небольших авангардных рок-фестивалях, которые на деньги увядающего комсомола десятками проходили тогда в областных центрах, Алик запевал так, что с его голосом резонировали железобетонные фундаменты ДК, а бас-гитаристы не могли отыскать соответствующие голосу низкие тембры. Рок-тусовка охотно распростерла объятия тувинскому горловому пению (в том открытом сообществе с удовольствием принимали акынов-самородков из Якутии, Белоруссии или, допустим, ХМАО). Русский рок уже тогда чувствовал, что скоро загнется (Шевчуку и Чигракову этой заметки не показывайте. – В.П.), и поиск новых веяний шел очень интенсивно. А Кувезин мечтал собрать сугубо тувинскую группу и курсировал из Москвы на родину и обратно. В 1992 году он объединил усилия с тувинцами же Ковалюгом, Бапой и Бапой в группе «Кунгуртук». Группа вызвала интерес, но, будучи человеком тщеславным и беспокойным, сам Альберт вскоре разочаровался в идее сугубо национального творчества, распрощался с коллективом и пошел своим, более космополитичным путем. Однако группа не перестала существовать – два Бапы и Ковалюг позвали к себе Куулара и уже в 1994 году выпустили первый альбом под названием «Шестьдесят коней в моем стаде», где не только пели, но и играли на таких редких инструментах, как дошпулуур, бызаанчи, игил и тунгур. (В 1995 году, правда, на место одного из Бап пришел замечательный перкуссионист Сарыглар.)
Так была создана ныне легендарная группа «Хуун-Хуур-Ту», с тех пор объездившая весь мир, получившая благожелательные отклики Фрэнка Заппы, Роберта Фриппа и Питера Гэбриела и долгое время служившая главным экспортным оружием Российской Федерации в области современной и популярной музыки. Это единственный коллектив, собирающий в США тысячные залы и состоящий при этом не из брайтонских эмигрантов. И даже престижная премия BBC World Music Award, на которую вместе с Сезарией Эворой и Ману Чао в нынешнем году выдвинут ансамбль, – лишь еще одна цацка, которую могут дать, а могут и не дать. Но Бапу, Ковалюга, Куулара и Сарыглара нужно слышать. Вот для этого-то и нужны живые альбомы «Хуун-Хуур-Ту» «Live-1» и «Live-2», только что вышедшие на Green Wave.
Вилли П.