Игра света и тени с молекулами бромистого серебра вот уже более ста лет волнует человеческие умы. Со временем волнение это приобрело массовый характер: фотографировать стало просто, а последние несколько лет - модно. В связи с этим чрезвычайно востребованными оказались курсы фотографии, где специалисты в обмен на определенную сумму денег готовы поделиться тайнами искусства. Чтобы правильно выбрать место обучения, нужно знать, как вы собираетесь будущие знания применять. Самый простой вариант - любительская съемка. Только человек редкой выдержки сможет досмотреть чужой семейный альбом до конца, потому как замысел, гармоничная композиция и интересные ракурсы отсутствуют там начисто. Всего за два с половиной месяца и 390 долларов можно эту обидную ситуацию изменить.
-Пять лет назад, когда мы открылись, -рассказывает генеральный директор Московской академии фотографии Тамара Сергеевна Николаева, - наше обучение предназначалось для профессионалов. Но очень скоро выяснилось, что большинству людей не нужны глубокие знания. Сегодня у нас занимаются семнадцать любительских групп и одна профессиональная. График можно выбрать самому: три раза в неделю, два, по выходным...
Помимо традиционных курсов здесь есть три группы цифровой фотографии (470 долларов), а также экспресс-обучение портретной и пейзажной съемке (по 250 долларов). Через месяц начнутся занятия по эстетике и технологии черно-белой фотографии (500 долларов).
На любительский курс берут абсолютно всех, были бы деньги. Основной контингент - женщины 25-35 лет. Здесь отучают от неуправляемых "мыльниц" и преподают азы обращения с зеркальными аппаратами. Камеры при необходимости выдают, а пленку придется покупать самим (за одно занятие уходит две-три.
На профессиональное обучение, наоборот, чаще приходят молодые мужчины, которые решили сделать фотографию своим делом. Сюда принимают исключительно по результатам собеседования. Будущие профессионалы кроме подробного изучения фотоаппаратов, пленки, бумаги и светотехники получают знания по общению с заказчиками, оформлению договоров и защите авторских прав. Стоит обучение 900 долларов. И если вы серьезно решили работать фотографом, стоит потратить эти деньги. Ведь Московская академия фотографии выдает дипломы, которые ценятся, например, при приеме на работу в дизайн-студии.
Другое известное место, где можно повысить фотографический уровень - Школа фотомастерства Владимира Клавихо-Телепнева. Профессионалы тут не отделяются от любителей.
- Обычно я набираю три группы по десять человек, - рассказывает Владимир, - потому что должен помнить работы каждого. В группе работают сразу и профессионалы, и любители. Сначала я пытаюсь избавить человека от стереотипов, которые плотно сидят в голове: многие приносят какие-то задумчивые портреты, натюрморты с прозрачными баночками... Все это скучно. Причем сложнее бывает с профессионалами, которым сильно мешают знания.
Записываться в школу приходится заранее, потому что Владимир собирает курсы только раз в год. Обучение стоит 800 долларов, длится три месяца по три раза в неделю. Каждое занятие включает в себя сведения по теории и истории фотографии, истории искусств и бесконечную съемку, которая в целях экономии времени и средств ведется на цифровую камеру.
За время занятий ученики обычно нарабатывают портфолио, с которым потом идут устраиваться на работу. Почти половина бывших студентов оставляет прежнюю профессию и уходит в фотографию.
Помимо таких модных мест в Москве есть студии, которые не столь знамениты, зато имеют многолетнюю традицию. Одна из них - "Студия-110" при управлении культуры Северного округа Москвы. Похожа она на клуб общения по интересам: все здесь маленькое, уютное, домашнее. Занятия совмещаются с чаепитием. Курс рассчитан на два года и стоит около 800 долларов.
-Я не верю в обучение фотографии за два-три месяца, - поделился со мной Дмитрий Юрьевич Давыдов, фотограф и преподаватель студии. - Можно запомнить назначение диафрагмы, но нужен опыт, чтобы использовать эти знания. Как правило, хорошие снимки человек начинает делать только через полгода.
В "стодесятой" нет четкого графика занятий, домашних заданий и других атрибутов классического образования. Каждый ученик выбирает сам, что ему снимать, на какую камеру и каким образом. Преподаватели только указывают на ошибки.
По наблюдениям педагогов, примерно половина окончивших курсы продолжает серьезно заниматься фотографией, а часть из них даже посвящает бромистому серебру свою жизнь.