Атлас
Войти  

Также по теме

О пользе агрессии

Cуществуют ведь гласные и негласные правила поведения людей в различных социальных институтах (семья, школа, секции и так далее). Любое отклонение от этих правил влечет за собой санкции со стороны окружающих - постановка в угол, показ ремня, бойкот в классе, выставление за дверь учителем


  • 1462

С младенчества мы последовательно учим ребенка чего-то не делать. Вроде бы, замечания типа не дерись с девочкой», «не разговаривай так с мамой» – вполне разумны: существуют ведь гласные и негласные правила поведения людей в различных социальных институтах (семья, школа, секции и так далее). Любое отклонение от этих правил влечет за собой санкции со стороны окружающих – постановка в угол, показ ремня, бойкот в классе, выставление за дверь учителем, «темная» в пионерском лагере. Но, говоря маленькому человеку «не делай», мы часто забываем предложить ребенку, что же ему делать вместо того, что делать нельзя. Нередко, сами того не замечая, мы постепенно переходим на то, что вообще запрещаем ребенку проявлять и даже переживать агрессивные чувства (раздражение, злость, страх). A это уже противоестественно: ведь их существование заложено в природе человека.

Между прочим, подавленные эмоции часто приводят либо к аффективному взрыву с непредсказуемым, неконтролируемым поведением, либо к психосоматическим расстройствам. Так что делать из организма ребенка кладбище эмоций – дело рискованное. Гораздо проще и безопаснее освоить социально приемлемые способы их проявления, каждый раз выбирая наиболее удобный вариант лично для себя. И развить эти умения и навыки в наших детях. Ведь они находятся в более сложной ситуации, чем мы, взрослые – в силу возраста они еще не осознают своих отдельных переживаний и ощущают себя в бурном потоке, чаще всего не понимая, что с ними творится. «Разговаривать со своим ребенком о его чувствах необходимо с самого раннего возраста, – считает психолог Марина Медведева. – Через называние его эмоций («ты сердишься», «ты завидуешь») он учится выделять отдельные переживания, понимать и контролировать, что с ним происходит. Помимо этого, он перестает пугаться своих сильных переживаний, поскольку узнает, что все дети в подобных ситуациях могут сердиться, ревновать и так далее. Такой подход не формирует у ребенка чувства вины за негативные эмоции по отношению к другим (особенно к близким). В первый момент важно понять и принять переживание ребенка. Далее объяснить ему, что такие переживания – дело житейское («Ты не один так чувствуешь! Многие дети сердятся на своих родителей, когда им что-то не разрешают»). Следующим этапом должен стать запрет на определенные действия («Но нельзя при этом драться, кусаться, кидать предметы в людей, врать. Лучше расскажи о своих чувствах»). Придумайте вместе с ребенком приемлемые варианты поведения в данной ситуации: стукнуть по подушке, топнуть ногой, попрыгать. И только после того, как накал страстей снизился, стоит начать обсуждение самой проблемы».

В нашей жизни существуют и менее культурные проявления агрессивных эмоций, как-то: битье посуды, хлопанье дверями. Но эти действия, скорее всего, нанесут удар по эмоциям окружающих. Впрочем, если ваш ребенок успел разбить чашку и подмести за собой до прихода близких, то считайте, что ему все-таки удалось соблюсти основной принцип, на котором настаивают психологи при этом способе – «не наносить вред окружающим и не совершать акты вандализма».

Другая возможность выплеска эмоций – через речь. Можно, например, рассказать о переживаниях своему отражению в зеркале или домашним питомцам. A также позвонить в прямой теле- или радиоэфир или написать в свою любимую газету или журнал (среди читательской почты очень много писем от детей). Но все же самый интересный и благодатный путь реализации эмоций – это творчество. Оно бывает разным: от коллекционирования и вязания до игры в школьном театре и ведения личного дневника. Можно рисовать, лепить, соорудить на даче альпийскую горку! Для некоторых ближе общение с музыкой. Причем кто-то предпочтет классику, кто-то – тяжелый рок, кто-то сам сочинит мелодию, а кто-то ее послушает и расслабится не меньше.

Вариантов существует великое множество: можно голосить в поле, подпевать любимым исполнителям, пародировать их, пуститься в стихийный пляс или выучить национальный танец. Главное – научить детей переживать эмоции и выводить их наружу именно в детстве. И тогда, став взрослыми, они смогут жить в согласии с миром своих переживаний. Не подавляя, не искажая, не отрицая их, а творчески используя их энергетику. И избавляя себя от многих болезней и проблем.

Елена Борисова-Сартори

Общение и интересные публикации на Еве.Ру

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter