Эксперты американского благотворительного центра Weingart пришли к выводу, который не понравится любителям подавать на улицах. Деньги, которые мы тратим на еду и жилье для бездомных или которые просто жертвуем, не приносят пользы. Куда лучше тратить деньги на специальные программы реабилитации бездомных. О выводах экспертов пишет журнал FastCoExist.
По словам генерального директора Центра Weingart Кевина Мюррея, когда мы встречаем бездомного на улице и даем ему деньги или еду, мы совершаем ошибку. В лучшем случае это поможет ему, но лишь на время, в худшем — мы поддерживаем его образ жизни.
Иногда важнее поговорить с человеком, помочь ему понять, как он может изменить свою жизнь, и поверить, что это возможно, убеждает Мюррей. Бездомные люди чувствуют себя одинокими и ненужными — их никто не замечает. Если же проявить внимание к человеку, услышать и принять его, это может помочь ему решиться изменить свою жизнь. Направив человека на программу реабилитации, вы можете помочь ему встать на ноги.
С этим мнением согласны и российские волонтеры. Люди, занимающиеся благотворительностью, полагают, что милостыня на улицах и другие формы пожертвований — это потраченные впустую деньги. Бездомные их пропьют или проедят. Кроме того, многие считают, что попрошайничество в Москве — это вид криминального бизнеса. А за спинами просящих стоят различные преступные группировки.
Программы реабилитации вместо милостыни
В Weingart считают, что программы реабилитации помогают превратить пожертвования в выгодные инвестиции в развитие общества. Бездомный начнет работать, платить налоги и из бюджета тратиться на него уже не придется.
Комплексную программу реабилитации бездомных в центре оценили в $10 тыс. на человека. В рамках программы им помогают получить жилье и найти работу, обеспечивают едой, а также оказывают индивидуальную помощь каждому подопечному и поддерживают их после прохождения программы.
В США в отличие от России бюждет на помощь бездомным выглядит куда более внушительным: ежегодно на помощь в выживании людей, оказавшихся на улице, выделяется $35 тыс. на человека. Правда, эти траты вряд ли заставят его жить нормально. В эту сумму входит оплата спасательных, медицинских служб и полиции, психологической помощи и пропитание. Если бездомный попадает в тюрьму, на него тратится еще больше денег. В среднем на заключенного уходит $47 тыс. в год.
В России из госбюджетов на благотворительность тратится куда меньше. Бездомных можно найти в метро, у церквей, вокзалов и в других местах. У нас принято давать им «денежку». В последние годы появились и многочисленные благотворительные фонды, которые выдают бездомным еду, одежду и прочие необходимые вещи.
Как помочь бездомным?
Участие в программе не гарантирует полной реабилитации. По словам Мюррея, большинство людей, оказавшихся на улице, хотят изменить свое положение, однако многим из них трудно делать вещи, благодаря которым они могут начать жить нормальной жизнью. Для нас кажется очевидным, что каждое утро нужно просыпаться и идти на работу, чистить зубы, следовать социальным нормам, касающимся наркотиков и алкоголя. Однако многим людям для этого нужно сделать большое усилие и полностью изменить свой образ жизни.
Другим же достаточно найти работу или даже просто предоставить жилье. Некоторые люди, живя на улице, уже работают, просто у них нет возможности накопить деньги на жилье. Если предоставить им временное проживание, через какой-то период они смогут полностью обеспечивать себя сами и накопить средства на новое место жительства.
Встав на ноги, эти люди перестанут быть обузой для государства, уверен Мюррей. Кроме того, многие подопечные программы, адаптировавшись, начинают сами помогать зависимым и бездомным людям, опираясь на свой собственный опыт.
Таким образом, помогая одному человеку, удается помочь сразу многим. Обычные же приюты обеспечивают людей всем необходимым, но не стимулируют их менять свое положение.
Емилиан Сосинский Учредитель дома трудолюбия "Ной" |
«Давать на улице бездомным ничего не надо. С ними надо работать. 90% бездомных — это алкоголики, давая им деньги вы их губите. Любые же вещи они также выменяют на алкоголь.
Бездомных необходимо отправлять на работы и давать им жилье, но жить и работать бездомному необходимо в коллективе, это должен быть коллективный труд. Каждый пятый бездомный — тунеядец, он не хочет работать. А когда тунеядство поощряется, выходит очень плохо, бездомному что-то дают, он это пропивает, и нет никакой работы на перспективу.
Разовая помощь — это плохо, я говорю об этом как человек, который занимается 10 лет проблемами бездомных людей. Человеку необходимо предложить трезвый трудовой образ жизни. Иначе его ждет смерть, в среднем человек, оказавшись на улице, живет до 8 лет.
Бездомный должен жить в общине и работать. При этом неважно, как он выглядит, необходимо изменить его самого и его отношение к жизни.
Мы арендуем 10 коттеджей, где живут люди. Они работают в основном на стройке, а половину денег отдают за кров, медицину и еду. Остальное оставляют себе. Порой к нам обращаются люди, которые потеряли деньги, документы и им не на что ехать домой, у нас они работают (зарабатывают на билет) и уезжают.
Человека необходимо изменить внутри, а не снаружи, не дать ему один раз еду и одежду, а дать ему работу и кров, отучить пить».
Наталья Маркова Координатор движения "Друзья на улице" |
'Мы, участники движения ″Друзья на улице″, также не рекомендуем давать деньги бездомным людям, однако те же деньги могут помочь работе организаций, помогающих бездомным людям.
Если у обычного ″домашнего″ человека есть желание помочь бездомному, то это можно сделать другими способами. Специально, чтобы рассказать больше о проблеме бездомности обычным людям, мы запустили пару месяцев назад проект
″Разницы.net″, где на доступном языке пытаемся объяснить, кто такие бездомные и почему им труднее, а также, что простой человек может для них сделать и как найти организации, помогающие бездомным в разных регионах России.
Что касается разовой помощи, то, конечно, нужно работать и на перспективу тоже. Однако если человек голоден и замерзает на улице, думать о чем-то другом, кроме еды, тепла и ночлега ему трудно. Поэтому нужно (как в общем-то происходит и в других странах) и работать на перспективу, и разово кормить, согревать, оказывать экстренную помощь.
В России в приципе очень слабо развита система помощи бездомным людям, очевидно из-за того, что в обществе много предрассудков и отсутствие жилья часто считается личной виной человека, вследствие чего нередко думают (даже на уровне государственных органов), что оказавшиеся без жилья люди должны сами выбираться из сложившейся ситуации. Такой подход, конечно, неправильный и неэффективный, потому что ситуация бездомности — это в первую очередь, проявление законодательных ″дыр″, слабых мест, а также слабости системы социальной защиты и поддержки граждан.
Да, я бы сказала, что стоит помогать стихийно, если в альтернативе вообще отсутствие помощи. Внимание к бездомным людям и разовая помощь могут затем превратиться в постоянный интерес и желание помочь и поддержать конкретных людей. При этом, если человек может, пусть нечасто, помогать добровольцем тем, кто постоянно помогает бездомным, — это очень хорошо и полезно всем'.
Анна Овсянникова "Милосердие" |
«Действительно, мы не рекомендуем давать деньги людям, которые просят милостыню на улице, хотя, конечно, ситуации могут самые разные.
Если вы встретили на улице человека, который просит денег, и Вы хотите ему помочь, лучше остановиться и вступить с ним в разговор, узнать, что ему нужно. Можно помочь едой, если он голоден, дать контакты «Ангара спасения» (проекта православной службы помощи «Милосердие»), где соцработники ему помогут восстановить документы, связаться с родными, купить билет домой, можно вызвать городскую службу «Социальный патруль», специалисты которой помогут устроить человека в городскую ночлежку.
Также нет ничего плохого в том, чтобы помочь человеку одеждой, если ему это требуется. Вообще вопрос индивидуален, и всегда надо исходить из потребностей самого нуждающегося.
Говоря о том, что разовая помощь не всегда хороша, важно понимать, что бездомность имеет различные стадии: есть люди, которые «адаптировались» к жизни на улице и не стремятся вернуться в обычную жизнь. Вернуть их можно, но это кропотливая индивидуальная работа с человеком, которая может продолжаться годами — жизнь на улице меняет не только внешний вид человека, но и психику.
В то же время есть бездомные, которых мы даже не распознаем на улице — они будут выглядеть, как мы. Человек может остаться без денег и документов из-за мошенников, недобросовестных работодателей и т.д. — и вот он потерянный в большом городе, и если ему не помочь сейчас, быстро, он легко может скатиться до жизни на улице, просто не имея, не видя другого пути. Естественно, что таким людям надо срочно оказывать комплексную помощь: искать контакты с родственниками, выяснять его историю, покупать билет домой и т.д. Этим, кстати, занимается служба помощи бездомным «Милосердие».
Однако разовая помощь не менее нужна. Мы не можем позволить, чтобы в 21 веке в многомиллионном городе человек погибал от голода, мороза, неоказания медицинской помощи — поэтому в Москве работает «Ангар спасения» службы «Милосердие», где бездомные могут согреться в холод, помыться, поменять одежду, получить первую медицинскую помощь; действуют добровольческие движения, которые кормят горячей едой бездомных. И то, и другое одинаково важно — просто у этих направлений работы немного разная «целевая аудитория», разные благополучатели».