Поклонников современной электронной музыки довольно редко удается наблюдать не на танцполе модного клуба, а в зрительских креслах академического театра с программками в руках. Однако и такое случается — например, их можно ожидать в эту субботу на открытии балетного фестиваля Grand Pas, где англичане из Random Dance Company будут показывать свою новую постановку «Немезида». Британская пресса уже успела назвать ее «научно-фантастическим апокалипсисом» и сообщить, что «ничего подобного «Немезиде» танцевальная сцена еще не видела». Создатель этого шедевра — хореограф Уэйн МакГрегор, ученик Джорджа Баланчина, о котором английская газета The Daily Telegraph писала, что он способен поставить даже «Звездные войны». Кстати, делать кинокарьеру он и впрямь собирается — в качестве хореографа фильма «Гарри Поттер и кубок огня». Его ультрасовременную труппу Random Dance чествуют именно за использование на сцене новых мультимедийных возможностей — цифровых видеопроекций, анимации, 3D-архитектуры и даже сгенерированных на компьютере фигур виртуальных танцоров, двигающихся в этом дивном новом мире сцены синхронно с живыми. А с музыкой к «Немезиде» вообще отдельная история. Специально, чтобы исполнить ее лично, в Москву приезжает композитор Робин Рембо, более известный как Сканнер, — легендарный электронный музыкант, прославившийся тем, что вставлял в свои сочинения фрагменты подслушанных разговоров по мобильным телефонам, написал музыку для действующего морга и судился с самой Бьорк, укравшей кусочек его музыки для своего хита. Вот его-то и придут послушать продвинутые столичные клубники.
Первый Grand Pas был в августе прошлого года и приятно удивил уровнем приглашенных звезд. Особенно радикален был албанец Анжелен Прельжокаж, яростный реформатор современного танца: в его постановке «Благовещение» архангелом Гавриилом оказалась искусительного вида танцовщица в коротеньком черном платье. Дело едва не завершилось скандалом: протоиерей Александр Шаргунов направил Юрию Лужкову и главрежу Малого театра Юрию Соломину обращение с требованием отменить показ «Благовещения» из-за пропаганды однополой любви.
На сей раз вместо труппы Прельжокажа нас ждут Национальный балет Нидерландов и две американские труппы — Complexions и Les Ballets Trockadero de Monte Carlo. Перенести столицу балета из Петербурга в Москву фестивалю Grand Pas в ближайшие годы, возможно, и не удастся, зато побывать на выступлениях едва ли не всех именитых трупп мы сможем.