В связи с разыгравшимися вокруг нефтяной компании «ЮКОС» страстями ее рекламные ролики теперь вызывают особый интерес. Позиция государства, обвиняющего серьезных бизнесменов в мошенничестве и неуплате налогов, проста и понятна. В свою очередь, по крутящимся сейчас в эфире черно-белым историям можно судить о том, какие именно идеи транслирует потерпевшая сторона.
В последней имиджевой рекламной серии «ЮКОСа» действует масса персонажей. Основная сценарная идея – показать зрителям встречу одноклассников спустя двадцать лет после окончания школы. В самом первом ролике главная героиня – престарелая учительница, у которой случаются галлюцинации. Видя перед собой вполне себе взрослых людей, она отключается от действительности, и в ее сознании всплывают образы детей-первоклассников с бантами, в школьной форме, смирно сидящих за партами. В следующем ролике красивая блондинка с накрученными волосами рассказывает своим немолодым одноклассникам, как она, работая на бензоколонке «ЮКОСа», познакомилась с будущем мужем. Затем о своей судьбе вещает мужчина с хвостом, зарабатывающий на жизнь гонками на мотоцикле. Выясняется, что он то и дело выигрывает чемпионаты, а спонсор его команды все та же нефтяная компания. В другом ролике экс-ученик с простой рабочей наружностью повествует о том, как он счастлив трудиться бурильщиком на одной из нефтяных вышек «ЮКОСа». Слоган прост и лаконичен: «Мы вместе!»
Таким образом, основная идея, которую с помощью рекламных технологий внушают зрителям потерпевшие нефтяники, состоит в том, что судьба и благоденствие любого российского гражданина так или иначе связана с черным золотом, а следовательно, и с добывающей компанией «ЮКОС». Данное утверждение до нынешних событий выглядело надуманным. Российским рекламщикам, все время пытающимся объединить население с помощью стиральных порошков, сотовой связи и бульонных кубиков, еще ни разу не удавалось сделать это удачно. После же ареста Михаила Ходорковского вдруг выяснилось, что судьба компании «ЮКОС» действительно небезразлична большинству соображающих россиян.
– Меня чрезвычайно волнует эта ситуация, – говорит Кирилл Смирнов, креативный директор агентства DDB, автор последних роликов «Мегафона». – Если самого богатого в стране человека можно ударить по голове прикладом и засадить в тюрьму, несмотря на то что он обвиняется в преступлениях, которые не сопровождаются арестом на весь срок следствия, то что уж говорить о простых гражданах. Я вчера подвозил домой няню своего ребенка, и когда по радио стали передавать новости, она сказала, что дело «ЮКОСа» ее не касается. Пришлось объяснить, что, если из-за этих передряг в стране случится очередной кризис, у меня упадет зарплата и я буду вынужден отказаться от ее услуг – вот тогда дело «ЮКОСа» ее уж точно коснется.
– С каждым днем я все больше поражаюсь, какой смысл приобрел придуманный мной для «ЮКОСа» слоган – «Мы вместе!», – удивляется режиссер Юрий Грымов, автор роликов для нефтяной компании. – На днях я и еще десять человек, работающих в Федерации интернет-образования, получили премию от президента за вклад в российское образование. Мало кто знает, что никакого бы вклада без «ЮКОСа» не было бы. Компания очень много делает для страны, но в отличие от остальных не афиширует это и не устраивает себе выгодный пиар. Господина Ходорковского я знаю лично и хочу сказать, что это редкий человек – умный, открытый, конструктивный и тонкий. Такие люди – это будущее российского бизнеса.
– Я не люблю корпорации и «ЮКОС» тоже не люблю, – признается продюсер Константин Голубков, автор анимационных роликов с пивоваром Иваном Тарановым. – Наверняка руководителей этой компании есть за что судить. Но меня настораживает выборочность государственных действий. Если уж сажать, то сажать нужно всех олигархов без разбора. А так непонятно. С таким подходом выбрать могут любого. На мой взгляд – это давление и шантаж.
Хотелось бы, чтобы объединяющие фантазии рекламных деятелей воплощались в жизнь как-то иначе.