Покаяние, похоже, все больше входит в моду у нынешней деловой элиты страны. Так, на днях раскаяние пришло к ведущим производителям ликероводочной продукции, некоторое время назад объединившимся в Национальную алкогольную ассоциацию (НАА). И вот при НАА был создан национальный фонд поддержки программ оздоровления алкогольной ситуации в стране, главной задачей которого станет пропаганда здорового образа жизни и внедрение новейших методов лечения алкоголизма. Что ж, подобные шаги можно только приветствовать, ибо пьянство россиян уже давно из национальной традиции переросло в национальную катастрофу.
– В настоящее время в России около 30% всех смертей так или иначе связано с потреблением алкоголя, – говорит Александр Немцов, руководитель отдела информатики и системных исследований НИИ психиатрии Минздрава РФ. – Ежегодно в России только от отравления алкоголем умирает до 40 000 человек, тогда как в США – всего 150-170. Более того, 27% всех зарегистрированных преступлений совершается гражданами в состоянии алкогольного опьянения, причем каждый четвертый из задержанных – подросток в возрасте до восемнадцати лет. Таковы данные милицейской статистики.
Однако возвращаться к невеселому опыту предыдущей антиалкогольной кампании 1985 года отечественные производители водки не хотят.
– Как показал наш собственный и весь мировой опыт вообще, добиться положительного результата запретительными мерами в таком деликатном деле невозможно, – говорит Павел Шапкин, председатель правления Национальной алкогольной ассоциации. – Поэтому сегодня мы делаем ставку на формирование поэтапной и научно обоснованной государственной политики по проблемам алкоголизма, учитывающей реальные условия жизни граждан страны, а также исторический опыт, культурные традиции и обычаи народов России. Проще говоря, нам в первую очередь необходимо узнать, какие национальные и социальные группы населения потребляют больше всего алкогольной продукции, выявить структуру смертности, возраст, социальное положение умерших...
Работать фонд будет на добровольные перечисления от крупнейших ликероводочных кампаний. Как утверждает сам председатель правления НАА, согласие на спонсорскую помощь уже получено от завода «Исток», ООО «Традиции и качество» и некоторых других ликероводочных магнатов.
– Ну вот узнаете вы структуру алкогольной смертности, и что дальше? – поинтересовался я.
– Дальше будет все, – веско ответил мне Павел Сергеевич. – На основе полученных данных мы, разумеется при участии местных властей, будем проводить различные агитационные мероприятия – например, для водителей и других граждан, относящихся к категории риска, проведем консультации врачей-наркологов. Возможно, мы организуем общефедеральную рекламную кампанию... Но это в будущем, а сейчас для нас важны исследования и анализ.
Федор Яров