—Сейчас на «Красном Октябре» проходит выставка видеоинсталляций, веб-проектов и интерактивных документальных фильмов, которую вы организовали. Зачем нужна выставка для мультимедийного формата? Разве его нельзя увидеть в интернете?
—Российский зритель на самом деле плохо себе представляет, что такое мультимедиа, так как в нашей прессе он присутствует на зачаточном новостном уровне. Всерьез у нас этим никто не занимается, в основном все ограничивается онлайн-галереями фотографий. В New York Times, например, есть специальный мультимедийный отдел, работа которого больше похожа на целый кинопроцесс. Над одним проектом может работать целая команда в течение года: ресерчер, журналист, фотограф, монтажер каждую неделю снимают одного человека какой-то экзотической профессии или с необычной судьбой. У нас подобными проектами занимаются единицы: как правило, фотографы, которые самостоятельно все придумывают, снимают, записывают видео и интервью. Я придумала сделать из этих работ выставку в России, чтобы люди, которые не ходят на зарубежные сайты газет, узнали, что за пределами медианосителей, к которым они привыкли, существует визуальное повествование другого уровня. Выставочный формат оказался для этого наиболее уместен: зритель к нему вроде привык, ходит на биеннале современного искусства и знает что такое видеопроекция.
— Означает ли выставочный формат то, что новые медиа могут претендовать на новый вид искусства?
— Скорее нет. Главное в новых медиа — нарратив. Грубо говоря, от видеоарта они отличаются гуманизмом и интересом к человеку. Просто формат выставки понятен зрителю современного искусства и может обратить его внимание именно на содержание. «Проекции реальности» рассказывают про реальные события — от войны в Афганистане и в Ираке до обыденной жизни москвичей. Все они от начала до конца сделаны самими фотографами — придуманы, спродюсированы, сняты, смонтированы, отредактированы. Многие проекты могут показаться сырыми в хорошем смысле слова, даже технически несовершенными, но зато четко ясна мысль автора.
— А почему мультимедиа плохо работают в России?
— К сожалению, в России еще не отлажены интернет-каналы распространения информации, поэтому мультимедийные проекты, сделанные журналистами, пока приходится рассматривать только в поле современного искусства. Пока основная задача «Проекции реальности» показать, что это не будущее, это уже происходит в объективной реальности, а мы еще в прошлом. Мы привыкли объяснять кризис печатного рынка диктатурой рекламодателя и аудиторией, которая покупает только подробности жизни селебрити. На самом деле это неправда. Вот мы уже третий год привозим в Россию World Press Photo, довольно просто сделанную выставку. На нее приходит огромное количество людей, потому что нигде в прессе этого нет в такой концентрации. Людям многое интересно, но у них нет выбора: за людей решили, про что им интересно знать, а про что нет. А новые медиа дают людям выбор.
— В новых медиа выбор аудитории как-то технически по-другому устроен?
— Выбор осуществляется через интерактивность. Причем к интерактивности приспособлены даже фильмы — за счет нелинейности видео. У нас на выставке, например, показано 2 ролика французского фотографа Самуэля Боллендорфа. Они выглядят как обыкновенные фильмы, но требуют участия зрителя: в зависимости от того, какую нажать кнопку, будет показан следующий кусочек ролика — то есть зритель сам создает себе фильм, который хочет смотреть. Это может показаться скучным, но на самом деле такой способ больше задействует зрителя, чем телевизор.
— Интерактивность и прямой доступ зрителя к созданию контента не сказывается на качестве информации?
— Главное изменение в структуре современных СМИ — появление гражданской журналистики. Ее качественный уровень зависит от мотивированности граждан. Например, международный портал Global Voices, который целиком создается корреспондентами-гражданами, за 4 года существования не смог найти постоянных корреспондентов из России. Туда пишут добровольцы даже из Китая и Бразилии, а из России — при всем количестве графоманов в русскоязычном ЖЖ — нет. Создателям пришлось получить грант, чтобы нанять здесь постоянных авторов. Просто у людей нет мотивации иметь выход на качественную аудиторию, которая потребляет не графоманство, а информацию.
Словарь основных терминов
Новые медиа (new media) — термин, призванный охватить появившиеся в конце XX века цифровые и сетевые информационные технологии и коммуникативные методы. Большинство технологий, описываемых как «новые медиа», являются цифровыми и подразумевают информацию, собранную, обработанную, представленную и распространяемую с использованием компьютеров, цифрового монтажа и интернета, также новые медиа характеризуются такими качествами, как интерактивность, мультимедийность, объективность, беспристрастность и емкость. Наиболее яркие примеры новых медиа — это онлайн-СМИ, социальные сети, интернет-сообщества, мультимедийные проекты-ролики, компьютерные игры на CD и DVD.
Термин «новые медиа» появился в противовес «старым», «статичным» средствам создания и распространения информации, таким как печатные СМИ (журналы и газеты) и телерадиовещание.
Гражданская журналистика (сitizen journalism) — концепция распространения информации самими гражданами, подразумевающая активное участие общества в процессе сбора, анализа и распространения информации и новостей. Не следует путать понятие гражданской журналистики с местной или общественной журналистикой (community/civic journalism), в которой задействованы только профессиональные журналисты, а также с коллективной журналистикой или журналистикой соучастия (collaborative journalism), которая является плодом коллективного труда профессиональных журналистов и простых граждан. Гражданская журналистика является особенной формой гражданских медиа (СМИ) наравне с материалами, собранными пользователями.
Цифровой рассказ или цифровое повествование (digital storytelling) — обновленный жанр повествования, активно использующий цифровые инструменты.
Понятие цифрового рассказа происходит прежде всего из необходимости освоения различных инструментов (помимо основного — будь то текст, фото, видео или аудио) профессиональными журналистами, продиктованной глобальными изменениями на рынке СМИ. Сегодня для того чтобы произвести и доставить информационный продукт аудитории, журналист зачастую выступает в роли мультидисциплинарного рассказчика.
Результатом цифрового повествования, как правило, выступают достаточно короткие ролики-рассказы (меньше 8 минут), часто интерактивные.
В журналистике этот термин также применяется к разным новым формам цифрового повествования (повествовательные онлайн-проекты, интерактивные истории, гипертексты, нарративные компьютерные игры).
Цифровые медиа (digital media), в противовес аналоговым медиа, — форматы создания и распространения информации, задействующие цифровые технологии (цифровой звук, цифровое видео и другой цифровой контент). Цифровые медиа представляют собой следующий виток развития по сравнению с аналоговыми медиа.