Маргарита Кулева из Высшей школы экономики подготовила доклад о российской моде среди молодежи. Эксперт изучила не модные тенденции или новинки, которые пытаются купить подростки. Она попыталась показать разницу в отношении к моде и одежде между молодыми людьми из среднего и рабочего классов. Доклад есть в распоряжении БГ.
К среднему классу она отнесла студентов и абитуриентов вузов из обеспеченных семей, а к рабочему – учащихся ПТУ.
В моде торговые центры
Представители обоих классов любят проводить время в торговых центрах. Здесь они покупают одежду, едят и отдыхают.
Молодые люди предпочитают ходить по магазинам вместе с друзьями. Они вместе выбирают вещи. Для них это очень важно, ведь молодежь таким образом добивается расположения сверстников и социального признания. Даже если выбраться вместе не получилось, молодые люди обмениваются фотографиями через мобильные телефоны. Часто они выкладывают себя в нелепой одежде в социальных сетях.
Молодые люди чаще всего живут с родителями и покупают себе вещи за их счет, но при этом они очень редко ходят в магазины вместе с ними. Это своего рода способ показать свою независимость от родителей.
В этом вопросе поведение молодых людей, учащихся в институте и ПТУ, мало отличается.
Средний класс придирчив в магазинах
В самих торговых центрах представители двух классов ведут себя по-разному.
Для молодых людей и девушек из рабочих важен сам торговый центр, пространство которого они не делят. Они не особенно следят за модными тенденциями. Для них то, что магазин находится в торговом центре и может быть международным брендом, – гарантия, что они купят модную и актуальную вещь. Торговые центры для них выгодно отличаются от рынков и секонд-хендов, в которых делают покупки их близкие.
Молодые люди, чьи родители принадлежат к среднему классу, обычно следят за теми брендами, которые они выбирают. Для них бренды являются элементом принадлежности к классу и культуре. Какие-то для них слишком простые, какие-то уже испортились, а какие-то – как раз то, что надо для того, чтобы одеться в институт или на встречу с друзьями.
Причем молодые люди из среднего класса чаще обращают внимание не только на качество самой вещи, но и на качество предоставления услуг, например, как с ними обращаются в магазине.
Фактически подростки и молодые люди из более обеспеченных семей описывают массу отличий одного магазина торгового центра от другого. Студенты ПТУ наоборот этих отличий не замечают. Так, по мнению Кулевой, проявляется неравенство и сегрегация в России.