Иллюстрация: Борис Верлоф
«Класс-Центр» — государственная
— С чего начнете в этом году?
— По директиве Департамента образования Москвы первый урок для всех будет посвящен
— Зачем? Только же в прошлом году были юбилейные торжества.
— Я думаю, что о важных вещах, как, например,
— А еще какие директивы приходят?
— Например, бумага: завтра несколько учителей должны быть отправлены на поддержку Олимпиады в Москве. Звоню редактору одной газеты и говорю: «Здравствуйте, я из Мосгордумы, завтра 50 журналистов должны быть направлены на поддержку Олимпиады». После долгого молчания мне говорят: «Вы что там, с ума сошли?» Ну и я то же самое подумал. Но мы государственная школа, поэтому людей я все же отправил.
— А на что живет государственная школа?
— Мы уже давно посчитали, что при обеспечении текущего учебного процесса бюджетные деньги составляют пятую часть всех расходов, остальное мы привлекаем сами. В основном это деньги родителей, их добровольные взносы в фонды. Сейчас
— Может, набрать богатых детей — и пусть родители вкладывают деньги?
— Ситуация провоцирует набирать обеспеченных, и это нормально; другой вопрос — как сделать так, чтобы это не влияло на учебу. У нас другая ситуация: мы — школа с театральным уклоном. Мы набираем детей по результатам собеседования, и те, кто принимает решение о приеме, не знакомы с родителями.
— Вы можете отказать влиятельным родителям? Что они тогда делают?
—
— В среде людей, занимающихся образованием, ходят слухи, что скоро будут отменены школьные медали. Как вы к этому относитесь?
— Я рад. Потому что само получение медали не есть благо. Надо понимать несколько вещей: когда человек идет на медаль, он с этого момента защищает престиж школы. Все начинают работать на медаль, этих учеников тянут. Я был там, где происходит проверка медальных работ, — маленькая улица, куда со всей Москвы везут работы. Стекаются колонны автомобилей, выходят люди, в красочных костюмах, которые подчеркивают по крайней мере странный вкус их обладательниц, в руках у них огромные букеты, корзины с фруктами, такие волхвы с дарами. А ведь эти люди всего лишь привозят работы на рассмотрение.
— А c ЕГЭ вы по какую сторону баррикад?
— Мне очень нравится история с ЕГЭ в школах, потому что издеваться над детьми, заставляя их сдавать обычные выпускные экзамены, нельзя. ЕГЭ — это некоторая ступень к высшему образованию. В нормальных странах так и происходит: ты получаешь аттестат и смотришь потом, куда бы тебе его послать. Во Франции в музее образования есть огромная надпись: «Из трех ошибок, которые вы могли сделать в жизни, две вы сделали в школе, выбирая будущую профессию».
— Есть
— В 90-е каждый год менялись правила, школьные программы, учебники. Невозможно было ничего понять. А учишься один раз в жизни. Я бы хотел, чтобы на время обучения одного поколения был объявлен мораторий на все изменения в школе. Мы поймем, нужны ли нам НВП, православие (например, в Центральной музыкальной школе как вы себе это представляете?). Но, к сожалению, я не знаю механизмов, которые позволяли бы школе противостоять изменениям.