Кадры из фильма «Констанция»
Среди попыток доказать, что женщина тоже человек, одна из самых радикальных — идея датского режиссера Ларса фон Триера сделать порнофильм, в котором женщина была бы не инструментом удовольствия, а испытывающим это удовольствие субъектом. Чтобы положить, извините за каламбур, конец фаллоцентристскому угнетению и унижению женщин в сфере порнографии, в 1997 году на основанной фон Триером киностудии Zentropa было создано подразделение Puzzy Power, которое вскоре выпустило ставшую невероятно популярной в Скандинавии «Констанцию» режиссера Кнуда Вестерскова. «Констанция» вошла в историю кино как первый порнофильм, снятый приличными кинематографистами с нормальной киностудии, занимающейся производством мейнстрима.
Присущая Ларса фон Триеру любовь к концептуальным манифестам выразилась в том, что за его женской порнографией стоял ряд тезисов, в которых авторы попробовали сформулировать, что женщины хотели бы видеть в порнофильмах, а что им видеть категорически неприятно. Тезисы эти особой оригинальностью не отличаются и отражают те типичные претензии, которые культурологи феминистского толка обычно предъявляют к порнографии, лишающей женщину ее человеческой индивидуальности. Женская неприязнь к порнографии отчасти, наверное, действительно объясняется культурологическими концепциями о том, что женщина в мужской порнографии фактически не существует, — это как бы некая голограмма, проекция мужских фантазий, не имеющая собственной личности, собственных желаний и сексуальных предпочтений. Для женщины сексуальный партнер своего рода зеркало, подтверждающее ее привлекательность. Порнография для мужчин устроена так, что привлекательность участниц с женской стороны имеет минимальное значение, а главное — выразительность половых органов. Поэтому порноактрисы нередко бывают такими неказистыми, что зрительнице неприятно с ними идентифицироваться: включив порнофильм и не найдя в этом зеркале ничего похожего на ее отражение, она начинает скучать. Как бы страстно ни мычала разложенная на больничной койке или операционном столе медсестра, по глазам ее, устремленным прямо в камеру, слишком заметно, что она не так уж сильно балдеет, просто работа такая — напряженная, зато творческая и с людьми.
Манифест датских порнографов, мечтавших, чтобы афродизиак этот был доступен и женщинам тоже, сводится к тому, чтобы показывать, в сущности, почти все то же самое и с той же степенью откровенности, что и в мужской порнографии (разве что с незначительными техническими нюансами), но дополнительно решить задачу, для мужской порнографии ненужную и даже вредную — чтобы женщина наконец разглядела на экране себя, любимую, и чтобы увиденное ей понравилось. Для этого, по мнению борцов за женское порнографическое равноправие, непременно требуется внятный сюжет и полноценные персонажи с психологией, а не какие-то условные медсестры и сантехники.
Кроме того, сексуальные сцены должны быть органично вплетены в некую цепочку, может, и необязательно логическую, но как-то скрепленную переживаниями героини. Все это для того, чтобы показать: женщине от секса нужно что-то еще кроме тупого penetration. В общем, основная идея женской порнографии сводится к тому, чтобы мужчина не доминировал над женщиной так откровенно, как в традиционном порно. Но поскольку полностью отменить природное доминирование самца над самкой не всегда получается, режиссеры в угоду женщинам идут в основном по линии маскировки мужского превосходства отвлекающими маневрами и изъятия каких-то совсем уже неполиткорректных атрибутов мужской порнографии. Таких, например, как манера таскать женщину за волосы во время фелляции или размазывать сперму по лицу. Женская порнография позволяет героиням не так изнурительно притворяться, а порой проявлять даже некое не то чтобы сопротивление, но какие-то слабые сомнения, колебания и нерешительность, которые женщины так любят изображать в жизни, набивая себе цену. В этом смысле главная героиня фильма «Констанция», которую играет датская порнозвезда Катя Кин, выгодно отличается от типичных немецких медсестричек, на чьем лице написано постоянное «спасибо за сладостные секунды». Нордическая Катя претерпевает все, в общем-то, обычные и для мужского порнофильма манипуляции с нею, сохраняя довольно наглое и высокомерное выражение, с неким оттенком одолжения: не больно-то хотелось, но, если вы настаиваете, мужчина, так уж и быть.
«Констанция» начинается, словно какая-то голливудская мелодрама, с отражения блондинки, колышущегося в прозрачном ручье. Блондинка с ностальгическими интонациями ведет повествование, иногда заглядывая в свой интимный дневничок. Как и было сказано выше, в женской порнографии секс — это не просто секс. На сексе должна лежать некая смысловая нагрузка, то есть главное — не просто совокупиться, а выполнить какую-нибудь общественно-полезную функцию, например, научить неопытную подружку или родственницу, как правильно обращаться с мужчинами (таков приблизительный сюжет «Констанции»). Оттеняют животную суть происходящего еще и романтические атрибуты. Так, прежде чем засунуть в рот половой орган какого-нибудь чудища, хорошо бы понюхать аленький цветочек. В мужском порно, впрочем, тоже встречается такой забавный способ расслабить внимание, когда камера, устав всматриваться в половые органы, отъезжает так, что на первом плане вдруг оказывается стоящий на столе букет тюльпанов или ваза с яблочками. Однако в женском варианте разработана более разветвленная система умилительных виньеток. Есть в «Констанции», например, характерная сцена, когда партнер занимается гениталиями героини, засунув ей голову под юбку, а она задумчиво смотрит в потолок и поедает вишню (как бы говоря: «Ну я не знаю, что вы тут делаете, молодой человек, а лично я просто кушаю»), после чего и другу своему подсовывает какую-то болтающуюся на стебельке декоративную вишенку, чтобы он заодно и ее облизал. Между тем мужику-то в данной ситуации вишенка совершенно без надобности, у него и так рот занят — это чистый художественный прием, знак режиссерского внимания к дорогим зрительницам. Логическим продолжением этого приема стало бы предложить героине, когда дело дойдет до ее орального выступления, еще и банан, но с женщиной этот номер может не пройти. Начав демонстрировать, что секс для нее не главное, а есть еще и другие интересы в жизни, вот питание, например, она может слишком увлечься съедобным продуктом. И пока не доест банан, не вспомнит, зачем ее вообще сюда пригласили. Кстати, в следующем фильме студии Zentropa, развивающем идею женской порнографии, — «Розовая тюрьма» — один из персонажей настойчиво подсовывает девушке огромный огурец, лишний раз подтверждая, что сексуальное баловство с пищевыми продуктами скорее женская специфика (недаром девочки так любили в свое время фильм «Девять с половиной недель», где тетеньку перед тем как оприходовать, возбуждали с помощью всего, что завалялось в холодильнике).
До идеального женского порнофильма «Констанция» немного недотягивает, потому что не заканчивается свадьбой, но все равно объятия уже одетых влюбленных на финальных титрах под лирическую песню вселяют в этом плане определенные надежды. Выглядит это, конечно, несколько натянуто и искусственно по сравнению с простым и здоровым финалом ортодоксальной немецкой порнографии, где сантехник говорит усталой, но счастливой хозяйке на прощание: «Ну если снова унитаз засорится, вы меня сразу зовите». В сравнении с этим казарменным классическим мужским порно датские кунштюки выглядят, спору нет, более высокохудожественно и уважительно по отношению к женщине. Однако полевые эксперименты над живыми людьми ставят под сомнение их практическую эффективность: так, у автора этой заметки ближе к финалу «Констанции» произошла похожая на оргазм реакция, однако при просмотре бесхитростных фильмов с механически стонущими медсестрами за то же время таких реакций успело случиться три — так что, возможно, Ларс фон Триер что-то перемудрил, приписывая повышенную сложность женскому организму, вполне способному реагировать на самые тупые мужские раздражители.