Иллюстрация: Маша Краснова-Шабаева
Я очень зол на своего начальника. Мне не нравится, как он увольняет сотрудников. Не нравится, как он принимает их на работу. Не нравится, как он ведет себя с теми, кого уже принял, но еще не уволил. Например, со мной. Все, что он делает, ужасно неэтично. От возмущения я даже сорвал голос. Слава богу, это такой начальник, на которого еще можно орать. Чаще бывает наоборот. В остальном, боюсь, никакой разницы. Остается только жаловаться в газету. Правда, говорят, что это тоже неэтично — в смысле против корпоративной этики.
Журналисты вообще все время недовольны начальством. Особенно когда их учат, как и о чем говорить. Телеведущей Ольге Романовой гендиректор не велел рассказывать о творческих планах Зураба Церетели, а Романова рассказала по радио, что ее шеф — трус и дилетант, нарушает закон и лезет не в свое дело. И тут в жизни Романовой случилась корпоративная этика. Романова, конечно, была права. Но уволили, конечно, ее, а не шефа.
Корпоративная этика может случиться вообще в самых неожиданных местах. В школе, где учится мой сын, зарвавшийся ученик публично оскорбил одноклассницу
Когда у нас кончилась просто этика, не помнит уже никто, а корпоративная началась с Леонида Парфенова. Он публично настучал на зарвавшееся начальство из «Газпром-Медиа». За Парфенова все очень переживали, либеральные комментаторы писали, что Россия — корпоративное государство и что самого популярного ведущего уволил даже не Газпром, а лично самый популярный президент. И смотреть по телевизору теперь не на что, кроме самого популярного президента.
Надо сказать, что при всех своих талантах корпоративную этику придумал все-таки не он. Это чистый импорт. Ее изобрели в Америке, чтобы спокойно торговать на бирже. И в основном как раз для того, чтобы начальство не зарывалось. Если оно зарывается, может случиться скандал, акции могут рухнуть, акционеры прогореть. Поэтому для выхода на нью-йоркскую биржу необходимо принять кодекс корпоративной этики. Один из самых знаменитых — у крупнейшей в мире торговой сети Wal-Mart. Первой строчкой там написано: «Все сотрудники и директора обязаны всегда соблюдать закон, быть честными и справедливыми, никогда не злоупотреблять информацией, не искажать и не утаивать ее». А дальше подробно, с диаграммами и номерами телефонов объясняется, когда и куда необходимо стучать, чтобы гарантированно достучаться.
Еще древнегреческие изобретатели этики заметили, что в разных странах она бывает разной: греки, например, стариков почитают, а варвары их едят. Корпоративная этика тоже бывает разной. Стучать в России, например, вполне принято, но, упаси боже, не в корпоративном смысле. Наши кодексы проповедуют не законопослушание, а лояльность. Это понятно. Законов, считай, нет. А понятия о лояльности остались еще с советского времени. Их называли то узами дружбы, то круговой порукой, а то и просто — понятиями: доверяй только друзьям, не выноси сор из избы, не говори плохого про начальство.
Смена парадигмы мало изменила суть. Вместо «Ты по какому закону живешь — по воровскому или по сучьему?» можно спросить: «Ты по какому кодексу живешь — по корпоративному или по трудовому?» Правильный ответ один: «Живу
С этим, впрочем, в разных странах тоже бывает