Атлас
Войти  

Также по теме

Нечто не такое

Изучая всяческие премудрости, Денис и его друзья-единомышленники однажды поняли, что настал этап, когда количество должно перерасти в качество, и решили поехать в Китай. О своих впечатлениях от поездки он и рассказал

  • 1371

Среди нас, к счастью, есть люди, стремящиеся к совершенству тела, духа и разума. Именно к этой категории москвичей относится программист Денис Никифоров. Давно и активно занимается он различными полезными практиками. Это похвальное увлечение иногда забрасывает Дениса в разные экзотические местности. Так, в пору интереса к Карлосу Кастанеде московский программист посетил Мексику, общался с индейцами, потом поехал в Перу, к тамошним шаманам. Последние же несколько лет Денис серьезно овладевает различными китайскими оздоровительными системами. Изучая всяческие премудрости, Денис и его друзья-единомышленники однажды поняли, что настал этап, когда количество должно перерасти в качество, и решили поехать в Китай. О своих впечатлениях от поездки он и рассказал.

- Обычно в такие путешествия пускаются с надеждой встретить даосского мудреца, который увидел бы тебя и воскликнул: «Ты тот, кого я ждал! Будешь моим учеником», или же помедитировать на священной горе и просветлеть. Мы выработали маршрут, чтобы посетить «места силы» – святыни, которые важны в культурном и историческом смысле: каждый должен побывать там, чтобы напитаться энергией. И мы поехали, компанией человек в десять, – посмотреть, позаниматься, встретить кого-нибудь, что-то понять. Сделали групповую визу в турагентстве и купили билеты на Китайские авиалинии – это немного дешевле, чем лететь "Аэрофлотом". Но потом пожалели: качество, конечно, оставляет желать лучшего. В самолете все по-китайски, английский не знают даже стюардессы. Кроме того, их ментальные странности усложняют жизнь: например, я долго, чуть ни жестами, просил принести чаю, в конце концов выяснилось, что это совершенно невозможно, поскольку после какого-то часа кипяток не положен. Да и вообще в самолете было грязновато, вид обшарпанный. Однако через шесть часов мы все же благополучно приземлились в Пекине.

Ничего особенного сразу в глаза не бросается: обычная заграница. Ни пагод тебе, ни монахов, наоборот – современные небоскребы, широкие проспекты. Пекин – современный мегаполис, напоминающий Сеул, как по крайней мере его показывают по телевизору. Да и другие китайские города сейчас меняются со страшной силой: старые кварталы сносят, строят новые, суперсовременные.

Особенности этой страны начинаешь замечать через два-три дня. Во-первых, становится понятно, что китайцев действительно очень много. По статистике, их раз в пять больше, чем нас – и где бы ты ни находился: в кафе, на улице или на главной площади Тяньаньмынь, – везде народу впятеро больше, чем у нас в аналогичных местах. Европейских туристов вообще не видать в общей массе.

Потом начинаешь обращать внимание и на другие особенности. Некоторые вещи до боли похожи на то, как было у нас лет пятнадцать назад: партячейки, пионеры, концерт милиции по телевизору – такое коммунистическое дежа вю. Вот только у всех мобильные телефоны, "ливайсы" и "Мальборо". Удивительная смесь. В плане достатка китайцы выглядят благополучно: все одеты нарядно и пьют кока-колу. Это загадка, ведь зарплаты у них очень низкие (скажем, в провинции рабочий может получать десять долларов в месяц).

Есть расхожее мнение: всем прекрасен Китай, если бы не китайцы. Действительно, чувствуется огромная разница в мироощущениях. На рядовую, казалось бы, ситуацию китаец может отреагировать неоднозначно. Многие начинают напрягаться: либо он такой тупой, либо придуривается. Чтобы с этим справиться и суметь жить в этой стране, нужно просто расслабиться. Ну это как и везде.

Пробыв два дня в Пекине, мы поехали по заранее разработанному маршруту. Первая цель – гора Тайшан, одна из пяти даосских магических гор, которые олицетворяют силы мира. Любой добропорядочный китаец в течение жизни должен совершить паломничество и взойти на них, желательно несколько раз. Это такое же необходимое мероприятие, как у мусульман посещение Мекки. Сейчас, конечно, китайцы меньше заморачиваются, но все равно много народу придерживается таких взглядов.

Гора Тайшан очень высокая, и теперь на нее можно подняться на подъемнике. Но это не по-даосски, и мы пошли пешком. Китайцы – они же маленькие, но трудолюбивые, поэтому не поленились и построили лестницу в миллиард ступеней. Поднимались мы по ней часов пять. Довольно серьезное, надо сказать, испытание. Я скалолазанием занимался – и то мне тяжело было, тем более с рюкзаком. Но – удивительное дело – я сам видел, как китайские бабки-дедки, лет по восемьдесят, которые и так-то еле ноги передвигают, потихонечку, бочком, переваливаясь, но по ступенечкам ползут. За несколько дней доходят. Вообще-то и даосы поднимались, конечно, не так, как мы. Они шли медленно, расслабленно, чтобы дыхание не сбивалось, чтобы стопами землю ощущать. Поднимутся на пятьсот метров, залезут в пещеру, переночуют и дальше двинутся. Кроме того, нужно было идти по спирали, чтобы пропитаться энергией горы. Так даосы идут неделю, потом садятся и медитируют.

На Тайшане прожили три дня. Ходили в монастыри. Они здесь всех конфессий: буддийские, конфуцианские, даосские. Между собой мирно уживаются, даже внешне похожи. Это раньше разные религии воевали, а сейчас есть люди, которые ходят и туда, и сюда. Вообще-то китайская религиозность, как и у нас, ушла скорее в суеверия. Например, среди древних даосских практик существует и такая – "Поглощение Ци (жизненных энергий) разных природных тел". Так вот. На Тайшане есть площадка над облаками, где можно встречать рассвет. Вид необыкновенный. Тысячи китайцев специально приезжают сюда ранним утром – сфотографироваться так, чтобы создалось впечатление, будто солнце попало в открытый рот. Вряд ли они знают о даосской практике – это просто считается хорошей приметой.

Не прочь китайцы и нажиться на святынях. Например, вдоль лестницы, ведущей на гору, стоят торговцы, продающие ленточки «Я был на Тайшане», сувениры, колокольчики.

Однажды я услышал призывный зов гонга и решил подняться в буддийский монастырь. На башне монахи, увидев туриста, обрадовались: проходи, говорят, давай десять юаней, и сможешь девять раз ударить в гонг – они все время магическими цифрами оперируют. Десять юаней – это чуть больше доллара. (Кстати, в Китае можно торговаться везде: и на рынке, и в магазине, и в монастыре.) Я, конечно, отказываться не стал: и деньги небольшие, и на благое дело должны пойти. Монахи мне счастье какое-то за это обещали, только я не понял что, поскольку разговор шел по-китайски.

Аналогичный случай был в Шаолине. В монастыре есть центральный колокол. Как положено, заплатил я десять юаней, и мне выдали карточку, что я бил в колокол. Карточка была отпечатана на принтере и с пустой графой для имени. Я еще подумал: вот ерунда, да таких карточек сам сколько хочешь сделаю. А потом мне рассказали, что за десять тысяч юаней твое имя выгравируют прямо на колоколе.

"Шаолинь" означает «молодые сосны». Этих «сосен молодых» в Китае навалом. Но именно здесь находится знаменитый древний монастырь. Сами монахи переехали в современные здания неподалеку. Туда никого не пускают, а историческое место, где еще остались старые постройки, превратили в музей. Все фильмы про боевые искусства там снимают. Есть и действующие храмы для паломников.

Вот где коммерция налажена. При входе стоят мраморные стелы, на которых выгравированы имена. Я пригляделся: все европейские. Оказалось, если сколько-то заплатить, то можно поставить стелу на центральной аллее: «Я здесь был, я супермастер» и в том же духе. За деньги как хочешь тебя увековечат.

Мы жили в самой деревне Шаолинь. Она разрослась и превратилась в боевой лагерь. Жителей там тысяч пятьдесят, столько же приехавших заниматься в школах боевых искусств. Наша гостиница называлась «Гранд Шаолинь» – на самом деле халупа: горячая вода раз в день, как, впрочем, и холодная. Здесь живут те, кто приехал к какому-нибудь мастеру.

Следующим пунктом путешествия был город Чжен-Чжоу. Неподалеку от него находится деревушка, где жил человек, создавший тайцы-цуань – внутренний стиль ушу, которому мы как раз и учимся. В то время в городе проводились соревнования. Наша группа тоже поучаствовала, даже заняли какое-то место. Но, надо сказать, китайцы жульничали. Иностранцев они стравливали между собой в отборочных турах – и в результате оказались самыми сильными. Соревнования были международные. Всех иностранцев поселили в отдельный отель. Мы сначала заказали номера в другой гостинице, но нас переселили: ожидался визит представителей компартии. В другой гостинице нам дали не очень-то комфортные номера. Потом под большим секретом рассказали, что руководство горкома решило места получше отдать американской делегации. Иностранных участников никуда не выпускали, контакты с местным населением пресекались. На открытие игр нас повезли на специальном автобусе. Центральную улицу перегородила местная ГАИ, и китайские дети вдоль дороги махали флажками. Церемонию открыл член компартии, речь длинную прочитал. Все это очень напоминало московскую Олимпиаду-80. Но, правда, потом было настоящее китайское представление с драконами и фейерверками.

Чтобы путешествовать по Китаю без организованной туристической группы, хорошо бы знать китайский или иметь при себе китайца (в столице еще можно встретить знающих иностранный язык, а в провинции уже не сыскать). Мы договаривались насчет гидов в Пекине. Если нет такой возможности, лучше это сделать в Москве, иначе можно столкнуться с разными трудностями.

Например, можно съесть что-то настолько специфическое, что не воспримет европейский желудок. Даже в дорогом ресторане. А в дешевом не исключено нарваться и на некачественную пищу – китайцы-то едят все подряд, они закаленные. Нашей группе было тяжеловато: мы все вегетарианцы. Если выхода нет – лучше не рисковать и питаться в "Макдоналдсе" – их там много, и цены как у нас. Но неудобно как-то на глазах у всех китайцев пить чай в пакетиках – как-то по-дурацки выглядит: все-таки древняя культура.

Чай в Китае пьют всегда и везде, даже по улице ходят с термосами. В гостиничном номере или в купе в поезде обязательно будет стоять термос. Чайных в Китае великое множество. В некоторых городах даже есть специальные улицы. А в Пекине недавно построили пятиэтажный чайный дом.

Что касается гастрономических особенностей, то меня поразило блюдо под названием "Предатели". О происхождении его рассказывает легенда. Жил-был генерал, которого все любили. Правил он мудро, помогал бедным и пользовался большим влиянием у императора. Но однажды два завистника его оговорили, и генерала посадили в тюрьму, где он и умер. Народ стал негодовать, тут-то предательство и вскрылось. И тогда император повелел посадить клеветников в клетку и возить по городам, чтоб все плевали в них. Потом завистников казнили. А чтобы другим неповадно было, император повелел всем жителям страны каждое утро «предателей» – две длинные колбаски из теста, слепленные концами, – долго-долго бить об стол, кидать в кипящее масло, чтобы им было больно, а потом съедать. И китайцы действительно это делают. На улицах стоят специальные лотки, где при тебе отбивают и жарят «предателей» в чане с маслом. По вкусу чем-то на наши пончики похоже.

Что еще запомнилось? Китаянки обалденно красивые. Я как-то пожаловался своей знакомой – она китаянка, но давно живет в Австралии, – мол, по улицам невозможно спокойно ходить: вокруг красота такая. А она говорит: "Да, у нас девушки как куколки, но представляешь, какая у них трудная жизнь? Китайские мужчины все такие гады!" Наболело, видимо.

Проституток на улицах не видно. Говорили, что их можно найти, но это не тривиальная задача. В некоторых гостиницах, правда, по телефону приятный женский голос предлагал массаж. Если бы это в нашей гостинице было – все понятно, а там мы до конца не разобрались: вполне возможно, речь шла на самом деле о массаже... Кстати, если в массажный салон приходит дама – к ней выйдет юноша приятной наружности; если мужчина – очень красивая девушка. Помассируют. Очень, надо сказать, толково. Но ничего лишнего.

Часто люди уезжают из Китая разочарованными. Происходит это потому, что едут они туда с определенной целью. Ищут духовности, а встречают глупых китайцев: в монастыри не пускают, деньги везде просят, из гостиницы выселяют, воды нет и куча неудобств. А в такие места правильно ездить в состоянии свободного поиска – слушать, что происходит вокруг, наблюдать, куда это выведет.

Меня спрашивают, нашел ли я в Китае то, за чем ехал. Я отвечаю: нет, но зато нашел нечто другое.

Записала

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter