Атлас
Войти  

Также по теме

Не по-детски

5 полнометражных мультфильмов, которые есть смысл посмотреть.

  • 1687

Осенью я и мой сын, человек четырех лет с богатым бэкграундом и некоторым культурным опытом, пошли на кинокартинку «Уоллес и Громит: Проклятие Кролика-оборотня». Первые минут сорок, пока изобретатель со своей мудрой псиной спокойно тусовали по экрану, все шло чудесно. А потом начался УЖАС. Как оказалось, герои английских короткометражек вышли на большой экран в пародийном хорроре, снятом по всем законам жанра, и предназначен фильм, в общем-то, тем, кто узнает цитату из «Франкенштейна», а не тем, для кого важно, чтобы добро победило зло. Поэтому мы потерпели еще минут десять, а потом мой ребенок, совсем не робкого десятка, в ужасе бежал из зала со словами: «Не хочу, чтобы он превращался».

Это довольно показательная история. В циничном мире современного искусства анимация едва ли не единственный тотемный божок. Анимацию не любить неловко (только Диснея принято ругать, чаще всего незаслуженно). Анимация собирает кассу больше, чем кино с Томом Крузом, на фестивали британских и японских мультиков в кассах ЦДП стоят очереди. Жанр, который еще лет 20 назад был загнан в деревянные рамки «для малышей», расцвел непристойными шутками, заколосился киноманскими цитатами и политическими намеками, привлекая подростков, офисных работников и творческую интеллигенцию всех возрастов.

Главная сила анимации по-прежнему сконцентрирована в сериалах — начиная с классических «Симпсонов» и заканчивая «Крутыми девчонками» (Cartoon Network) и нашими «Смешариками» (да-да, я серьезно). С полнометражками дела обстоят похуже: несмотря на миф, что кинотеатры переполнены прекрасными мультфильмами, для этого обзора с трудом удалось найти пять недавно выпущенных, которые было бы не стыдно рекомендовать. Жанр действительно переживает подъем, но пока обходится малыми порциями.

Помимо вышеупомянутого «Кролика-оборотня», оскаровского триумфатора, 2005-й ознаменовался выпуском шедеврального «Трупа невесты» Тима Бартона. Бартон, перевернувший представления о мультипликации, придумав и спродюсировав «Кошмар перед Рождеством», вернулся в жанр с едва ли не самой взрослой своей картиной. Из тысяч построенных руками кадров (картина сделана в сложнейшей технике стоп-анимации) родилась история печали немультяшных масштабов, а рассыпавшаяся бабочками невеста войдет в золотую коллекцию женских образов мирового кино. Но и Бартон невольно поддержал главную тенденцию современной анимации — традиционно детский жанр все меньше подходит для детей. В то время как молодые рассерженные кричат о засилье семейного кино, его не осталось вовсе. Под термином «семейные» обычно подразумевают фильмы, потенциально интересные и детям и родителям. Жанр существовал всегда, но сейчас взрослая часть неуклонно вытесняет детскую.

Если же брать азиатские мультфильмы — гигантский сегмент мировой анимации, из которого до наших дистрибьюторов доходит лишь малая часть, — то они в основной своей массе рассчитаны на взрослых. Даже японский классик Хаяо Миядзаки, которого у нас запускают в прокат под каникулы. Над «Ходячим замком» — философской сказкой про амбициозного юного волшебника и девушку, превращенную злой ведьмой в старуху, — рыдают все, особенно барышни; но какой ребенок отсидит два часа печальных миядзаковских красот, разглядывая приземистых чудищ, неясно.

Другой заслуживающий внимания мультфильм — доступный на видео «Стимбой» Кацухиро Отомо, автора «Акиры». Приключения маленького гения по фамилии Стим, потомственного изобретателя, происходят в викторианской Англии. Потрясающе сделанный «Стимбой» не только напоминает все приключенческие романы соответствующего времени, но и готовит культурологические сюрпризы: вздорную наследницу оружейной корпорации О’Хара зовут Скарлетт, ученого — Роберт Стивенсон и т.д.

Все это прекрасно, однако у тех, кто грустит, в сотый раз ставя детям «Ну, погоди!», тоже есть утешение. Утешение называется «Ледниковый период-2: Глобальное потепление» и транслируется на все экраны страны. При всех его недостатках «Ледниковый период» более других нынешних мультфильмов похож на детское кино, каким мы его знали, и несмотря на то что мой сын (тот, что с богатым бэкграундом) очень переживал за судьбу белки и желудя, мы не только не сбежали из кинотеатра, но и даже смеялись. Оба.

Мультфильмы: топ 5 по версии магазина «Озон»

1. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». СТВ, «Мельница»/«Союз-Видео»
2. «Остров сокровищ». Гостелерадио, «Киевнаучфильм»/«Мастер Тэйп»
3. «Алиса в Стране чудес»/«Алиса в Зазеркалье». «Киевнаучфильм»/«Мастер Тэйп»
4. «Белоснежка и семь гномов». Walt Disney Pictures/«Мастер Тэйп»
5. «Князь Владимир». «Солнечный дом»/«Видеосервис»

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter