Атлас
Войти  

Также по теме

Не гони волну

  • 1622

иллюстрация: Ольга Семенихина

В разговорах о Москве непременно возникает тема сумасшедшего ритма и скорости жизни, а также шума — наших вечных и надоевших спутников. От них так хочется избавиться, хотя бы на выходных. Люди начинают искать островки спокойствия, уезжают в леса, выбираются поближе к воде.

Я был недавно сразу на нескольких водоемах и чуть не оглох. Если не забираться в непроходимые дебри и тайные реки, нескончаемое вж-ж-ж-ж достанет тебя везде: это стрекочут бесконечные скутеры, водные мотоциклы, моторные лодки и катера. На водных просторах происходит перманентная гонка. И да, вдаль несутся те самые люди, которые так устали от скорости и шума московской жизни.

Они закладывают немыслимые виражи и соревнуются в глиссировании; стараются пронестись как можно ближе к пляжу или купальщикам. У мужчин на голове белоснежные капитанские фуражки, на лицах — предельная серьезность и полное игнорирование тех, рядом с кем они только что пронеслись. На крупных катерах обычно бывают пассажиры, их задача — радостно приветствовать тех, кто в ужасе едва не переворачивается на своих лодочках в волнах от промчавшихся «речных волков».

Мы провели экспресс-исследование феномена гонок на тихих водах средней полосы — призывающих вроде бы к медитативной медлительности и неспешным прогулкам. Из выборки исключили рыбаков, туристов выходного дня, арендующих лодки с веслами, а также редких обладателей парусных яхт и катамаранов. Хотелось разобраться именно с теми, кто пересел на моторные суда. Ведь с хорошим мотором передвигаться можно степенно и почти бесшумно, а кроме того, среди моторок бывают прогулочные и тихоходные судна. Подобные лодки и ботики в больших количествах продаются в Голландии, Германии, Англии, Франции; еще их можно увидеть в Питере — те самые, которые «для прогулки по рекам и каналам». В общем, мы наблюдали за объектами в верховьях Волги, где много тихих заводей, бухт, островов, проток.

В течение одного выходного дня мы встретили:

51 глиссирующую моторную лодку (катер);

11 водных мотоциклов;

3 катера с водными лыжниками;

2 огромные, причаленные к острову яхты;

1 катер с привязанной надувной лодкой, наполненной счастливо возбужденными людьми;

1 катер, буксирующий «банан» с подростками в спасательных жилетах;

2 моторные лодки на тихом ходу; обе буксировали весельные лодки, наполненные людьми.

Итого: если не считать буксиров, ни одного сколько-нибудь медленного суденышка. Зато в самых узких, самых живописных протоках рядом с нами на дикой скорости, бессмысленно и беспощадно промчались девять моторных лодок. Единственным исключением оказался одинокий моторный катамаран, тихо-тихо передвигающийся вдоль островов — настоящее воплощение счастливого от­дыха: с шатром, небольшим столиком и застывшими в дремотном оцепенении пассажирами.

Этот катамаран идеально воплощал тот отдых, которого так жаждут москви­чи, — но, по-видимому, нам нужен какой-то другой отдых. Потому что на шести профильных сайтах, предлагающих в общей сложности более 2 000 новых и б/у ло­док, катеров и яхт (стоимостью от €4 000 до 450 000) не нашлось ни од­ного предложения прогулочного судна, а большинство рекламных фотографий — это фотографии катеров, бешено летящих по волнам. Мы опросили экспертов, и те лишь подтвердили наши наблюдения: в России практически отсутствует спрос на прогулочные суда. Разговор с Сергеем и Олегом (так звали наших экспертов) закончился на одной из частных прогулочных лодок. Мы прошлись по Финскому заливу, Неве, а когда входили в каналы, то резко сбросили скорость. Владелец лодки объяснил, что есть правило не гнать волну. Носиться по рекам и каналам с той скоростью, которую мы наблюдали, — нарушение всех правил и вообще морской этики. «Даже когда идешь по морю, нужно прокладываться так, чтобы твоя волна никому не мешала. А когда входишь в небольшую реку или канал, то идти более 10 км в час вообще нельзя. Это касается всех».

На практике это почти никого не касается, несмотря на то что для получения лицензии на управление моторной лодкой эти правила теоретически должны сдавать все. Но ведь на воде, где, кажется, так невелика вероятность с кем-то столкнуться, можно лететь, как ветер, — ведь и водных гаишников пока не придумали.

В этих полетах туда-сюда мужчины ведут себя как дети, которым нужно обязательно побегать, чтобы сбросить напряжение. Дети еще не понимают, что ими движет, куда несет, и при переизбытке энергии тихо полежать на травке они просто не могут. Взрослые перестают сбрасывать скорость тогда, когда нужно убить двух зайцев — избавиться от напряга и одновременно от любой возможности контакта с собой и осознания того, что с ними происходит. Вероятно, именно поэтому прогулочные тихоходные суда так сложно встретить. Люди готовы платить деньги только за острые ощущения: они защищают от непростой и обременительной необходимости прислушиваться к себе.
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter