Старый черно-белый «Фанфан-Тюльпан» был любимым фильмом нашего детства. Смотрели мы его бесчисленное количество раз, исключительно из-за обилия драк, которые потом воспроизводили в школе и во дворе, стараясь максимально приблизиться к оригиналу. Ничего, кроме драк, в этом фильме лично я не запомнил. Может, там было что-то еще, но, вероятно, это тогда вырезали.
Между тем, как я выяснил, фильм довольно поучителен и содержит несомненную пользу для молодых людей, еще не определившихся в жизни. Так, в нем в весьма доходчивой форме разъясняется, что удачную военную карьеру вполне по силам сделать небогатому и не особо умному, но вполне уверенному в себе, нахальному человеку из народа. Было бы желание и кураж (кстати, слово французское).
В особенности продвижению по военной службе способствуют полезные знакомства, родственные связи, мордобой и половые излишества. У того же Фанфана карьера контрактника началась как раз с бегства от надоевшей жены и затяжной драки с ее многочисленными родственниками. A продолжилась удачным знакомством с двумя весьма приятными и состоятельными особами не самого строгого поведения. Он ловко освободил их из рук злобного лесного командира, по виду настоящего басмача, с которым имел длительную рукопашную схватку. На одной из спасенных дам Фанфан женился с большой пользой для военной карьеры. Хотя мог бы жениться и никого не освобождая, и даже вообще не встречаясь ни с лесным, ни с полевым, ни с горным или еще каким командиром, и тоже быстро отличиться по службе. Я, например, знаю случай, когда один прапорщик женился на совсем молоденькой дочке генерала – она только-только вспомогательную школу закончила, – а через три года стал уже майором, получил квартиру, медаль за храбрость и казенный автомобиль.
Что же касается нового французского фильма о Фанфане-Тюльпане, который начинают показывать в Москве, то он ничем существенным от фильма 1952 года не отличается. Разве что только цветной. Но дерутся в нем столько же, и любви не прибавилось. Может быть, опять вырезали.
Отдельно стоит сказать, что драки, кумовство и половые связи ценят не только у нас, но и во всем мире, например в Украине. Вот что в отличие от меня сообщают тамошние кинокритики:
«“Фанфан-тюльпан” Крiстiана-Жака з Жераром Фiлiпом i Джиною Лоллобрiджидою у рiк свого виходу на екрани був премiйований у Каннi й залишається вiдтодi класичною стрiчкою французького кiна. Перезняти Фанфана в кольорi, з нинiшнiми зiрками i сучасними технiчними можливостями, зважився провiдний французький режисер i продюсер Люк Бессон. Щоправда, сам вiн зараз вже практично не фiльмує, тому режисура “Фанфана” була довiрена Жерару Кравчику, що той поставив такi гiтовi стрiчки, як “Таксi-2” i “Таксi-3”. Люк Бессон традицiйно виступив у ролi продюсера i спiвавтора сценарiю.
Aвтори римейку в цiлому прагнули зберегти чарiвнiсть старого фiльму, повторюючи мiзансцени, малюнки трюкiв, схеми двобоїв i навiть деколи зовнi роблячи персонажiв схожими на виконавцiв з улюбленої багатьма глядачами картини Крiстiана-Жака. Щоправда, це стосується переважно акторiв другого плану, в головних же ролях – впiзнаванi обличчя Венсанта Переса i Пенелопи Крус».
Тут уж, как говорится, и добавить нечего.