После успеха «72 метров» наш кинематограф заметно оживился. Осенью на экраны выйдут: комедия «Зови меня Джин», военная драма «Свои» и боевик «Личный номер», который, по слухам, заказан госслужбами. Пока же лето – и на экранах «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова и «Водитель для Веры» Павла Чухрая. Все – продукт канала «ОРТ».
О «Ночном дозоре» сейчас шумят много. Фильм-де снят по бестселлеру Сергея Лукьяненко, хотя сам автор признается, что ему пришлось переписывать все диалоги и часть сюжетных линий. Бекмамбетов будто бы заказал 400 компьютерных планов, а монтировал фильм в Америке на одной студии с Тарантино, но также говорят, что он метался между Питером, Киевом и Москвой, добиваясь, чтобы вороны над пустырем махали крыльями естественно. Еще известно, что напечатано 325 копий и фильм стартует разом по всей стране. «Мы хотим сделать русский бэмц для кинотеатров», – пояснил Константин Эрнст.
Получился скорее русский упс. Во-первых, это смешно – в начале XXI века кричать, что выпущено фэнтези с родными спецэффектами. А во-вторых, снимать это самое фэнтези мы никогда и не умели. Из прошлого вспоминаются разве что «Илья Муромец» с массовкой, поражающей воображение даже после компьютерных полчищ «Властелина Колец», «Садко», который Фрэнсис Форд Коппола, перемонтировав, выдал за свой. Да еще «Солярис» и «Чародеи», поставленные по мотивам романов Стругацких. Но в основе всех этих лент – сильный литисточник. У «Ночного дозора» такого источника нет.
Начинается фильм с массовой средневековой драки. Мрачный голос за кадром вещает, что это битва Темных и Светлых, что не выиграет никто и будет заключено перемирие – до тех пор, пока явится некто Иной. Затем действие переносится в наши дни, и сюжет запутывается. Понятно только, что Хабенский, Меньшов, Прошина и Тюнина – Светлые, Золотухин, Лагутенко и Фриске – Темные, а Олялин не определился. Кому интересны нюансы, может сходить на http://www.livejournal.com/users/torick/785182.html : лучше сюжета «Ночного дозора» не перескажешь.
Несмотря на все накладки (фильм вообще задумывался как сериал, и часть сцен снималась на цифровую камеру), «Дозор» стартует агрессивно: премьера прошла на XXVI Кинофестивале, в кинотеатрах крутятся целых семь рекламных роликов, а на днях в кинозале ЦДП состоялся промопоказ для фанатов книги. Сперва минут сорок Лукьяненко рассказывал о работе над фильмом, затем стали показывать картину, зачем-то оборвав ее на середине. Фанов этот огрызок расстроил: «Бекмамбетов сначала снял ролики про Леню Голубкова, теперь – рекламу книжки Сергея Лукьяненко».
Насколько приятней после «Дозора» было смотреть в маленьком просмотровом зальчике компании «Наше кино» чухраевского «Водителя для Веры». Фильм, где есть ясная человеческая история: генеральская дочь оказывается беременной, карьерист-водитель собирается жениться на ней по расчету, но потом искренне влюбляется. Где картинка проста и красива: солнце сквозь листву, танцы на корабле, ветер в девичьих юбках. И где самый сложный спецэффект – ЗИС, сорвавшийся в пропасть. Но что еще приятней: пока я смотрю фильм, то краем уха слышу, как в соседней комнате кто-то из киношников говорит в телефон по поводу новой работы:
– Я боюсь обещать, что съемки закончатся к октябрю. Но все равно хочу уговорить тебя работать с нами, а не с Тодоровским. С нами интересней. И еще, нет ли у тебя на примете второго режиссера?
То есть кинопроцесс идет, и есть надежда, что однажды количество фильмов перейдет-таки в их качество.