Атлас
Войти  

Также по теме

Наука получать

Шерстяную нитку на запястье незнакомого человека в кафе, в метро или на улице заметить легко, потому что нитка красная. Или просто очень много людей в москве стали заниматься каббалой? Каббала — это древняя духовная практика, располагающая исчерпывающими знаниями о том, как устроен мир. Или это мода, секта, происки мировой закулисы? БГ исследует московские школы каббалы. Или непростительно поддается пропагандируемой в коммерческих целях мысли, будто жизнь имеет смысл?

  • 4070

Меньше всего на свете я хотел бы написать о людях, изучающих каббалу, что-нибудь обидное. Потому что они приятные. В московские школы каббалы приходят, как правило, люди лет тридцати-сорока, с высшим образованием, более или менее успешные, прилично одетые, регулярно чистящие зубы и способные не уснуть, когда полтора часа подряд в комнате читают (причем не глянцевые журналы) и говорят (причем не о футболе), а танцев совсем не будет.

— Почему все эти люди приходят сюда? — спрошу я во второй главке у молодого человека, менеджера, судя по внешнему виду, на собрании, посвященном толкованию книги Зоар.

— Потому что много людей устало от бессмысленного кровопролития по всей Земле, — ответит молодой человек так буднично, как будто речь идет об усталости от затянувшейся зимы или затянувшейся подготовки квартального отчета.

Желание спасать мир посредством чтения Зоара ничуть, кажется, не предосудительнее желания спасать мир посредством чтения русской литературы. Однако же черносотенные сайты воют. «Наукообразная абракадабра претендует на полное и окончательное описание всей физической реальности… (как будто на то же самое не претендует любой роман Льва Толстого. — В.П.). Недавно в Московском доме ученых состоялся даже круглый стол, посвященный путям взаимодействия науки и каббалы. Участие в нем приняли… член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, профессор Сергей Капица и доктор философии Вадим Казютинский. Но главной фигурой стал специально приехавший из Израиля ученый-каббалист Михаэль Лайтман», — беспокоится «Русский вестник».

«Американская дива Мадонна, ее младшая коллега Бритни Спирс, топ-модель Наоми Кэмпбелл, Деми Мур, ее возлюбленный Эштон Катчер, Элизабет Тейлор, Барбара Стрейзанд… — негодует новостное агентство „Русская линия“, забывая даже от негодования, что госпожу Стрейзанд зовут Барбра. — Футбольная знаменитость Дэвид Бекхэм недавно продемонстрировал на запястье фирменный амулет каббалистов, красную шерстяную нитку. Упоминают об интересе к учению каббалы олигарха Романа Абрамовича. С красной шелковой нитью на запястье щеголяет Андрей Макаревич».

По мнению информационного агентства «Русская линия», каббала не что иное, как секта, выкачивающая деньги из богатых и знаменитых: «Деньги берут за все. Один только вступительный курс стоит 250 долларов. Но самый большой бизнес делается на продаже сувениров. Лучше всего раскупаются знаменитые шерстяные нитки, которые якобы охраняют от сглаза, — 30 долларов! Дороже обойдутся 25 древних книг, версия учения каббалы, переведенная на английский, — 500 долларов. Амулет тфиллин, который надевают во время молитв, — 2 тысячи долларов».

«Если „Русский вестник“ и „Русская линия“ так брызжут ядовитой слюной по поводу каббалы, то, может быть, каббалу изучают приличные люди?» — думаю я, входя в кафе «Донна Клара», где у меня назначено свидание с девушкой, изучающей каббалу.

Разве что светская хроника «Известий» пугает меня: «Каббалистика сейчас вызывает все больший интерес у интеллектуальной элиты, а с легкой руки Мадонны это учение становится модным у желающих быть „актуальными“… Самый известный каббалист в России — председатель совета директоров группы „Финвест“, сенатор Владимир Слуцкер… Значительное число членов парламента России занимаются каббалой… Доподлинно известно, что адепт этого учения — министр экономического развития и торговли Герман Греф».

Вдруг девушка окажется из тех, что бывают героинями светской хроники, или, того хуже, из тех, что ходят по коридорам парламента? Но девушка оказывается милой. Зовут Эля. Заказывает рыбу, запеченную в пергаменте — не из любви к пергаменту, а из любви к рыбе.

— Нас нельзя называть каббалистами, — говорит Эля. — Каббалисты — это учителя, а мы студенты. Понимаете, ощущения от жизни так притупляются, что не радует уже ничто. А тут вдруг находишь что-то большое.

— Насколько большое?

— Очень большое. Смысл появляется, сознание. Связываются вещи, которые казались бессвязными и бессмысленными. Когда занимаешься каббалой, меняешься к лучшему, а если не меняешься, значит, не занимаешься, а просто ходишь на занятия.

— Как, например, вы изменились, Эля?

— Ну, например, стала вежливей относиться к маме, и от этого на работе дела пошли совсем по-другому.

— Как это связано?

— Вот для того и изучают каббалу. — Эля улыбается. — Чтобы понять, как это связано.

Эля пытается рассказывать мне, но то ли она не готова рассказывать, то ли я не готов понимать ее рассказы. Она рассказывает, как собиралась поехать в Израиль, а подруга затащила ее в тамошний Центр изучения каббалы праздновать Рош-Ашана (Новый год), и в зале было несколько тысяч человек, включая певицу Мадонну, и Эля сначала испугалась, подумав, что вот секта какая-то, а потом перестала бояться. Еще Эля рассказывает, что не надо понимать библейские истории прямо, а надо аллегорически, и если Моисей уводит Израиль от фараона, то Израиль надо понимать как душу, а фараона как эго, желание получать для одного себя, и по сему обстоятельству Исход — не просто историческое событие, но может относиться к каждому человеку лично. Эля много чего рассказывает, но в конце пожимает плечами:

— Ну, вы совсем не готовы про это говорить. Прочтите книгу. Йегуда Берг «Сила каббалы». А в понедельник приходите к нам на занятие, хотя, конечно, надо начинать с вводного курса, но приходите просто посмотреть.

НАСТОЯЩИЕ БУКВЫ

Я покупаю книгу «Сила каббалы». Она стоит в книжных магазинах на самом видном месте, но стоит не доллары никакие, а 252 рубля. Это отчетливо популярная книга, в том смысле, что так же доходчиво и увлекательно может быть написана книга про похудание, пищевые добавки или гештальттерапию. На обложке значится: «Мудрость не должна быть сложной, унылой и тяжелой». И красуется рекомендация певицы Мадонны. Размышления кажутся простыми, и про каждое думаешь, что и так давно уже знал все это. Непонятные каббалистические термины типа «сфирот» упоминаются вскользь и всего пару раз. В конце книги говорится, что главная заповедь — «Возлюби ближнего», а все остальное — комментарии, и для закрепления материала приводится тринадцать каббалистических принципов, двенадцать из которых легко мог бы произнести священник, психоаналитик или просто мудрый дедушка. Например, принцип номер 6: «Никогда — никогда! — не вините в своих проблемах других людей или окружающую среду».

Само собой разумеется, разных людей подталкивают к занятиям каббалой разные куски книжки «Сила каббалы», как меня подтолкнул принцип номер 12: «Истинные внутренние перемены достигаются генетической силой букв еврейского алфавита». Для меня это больной вопрос. Мои графоманские склонности (пишу стихи и прозу с пяти лет) всегда разбивались об условность букв. Меня всегда огорчало, что слово «любовь» — случайное и условное сочетание линий. Что знак «Уступи дорогу» никак не связан ни с дорогой, ни с уступчивостью. Меня огорчает буква А на улицах, которая обозначает сначала слово «Альфа», а потом — банк.

И тут вдруг — «генетическая сила букв». Ничто на свете не может быть названо просто так. Ничто на свете не может быть переименовано. У меня не возникает от этого веры в каббалу. У меня возникает интерес: как это, «генетическая сила букв»? Я пошел на занятия. А депутаты парламента, наверное, так же шокированы бывают предложением никого не винить в своих проблемах.

Занятия происходят в опустевшем к вечеру здании бизнес-центра на Ордынке. Там арендуется Центром по изучению каббалы раз в неделю на пару часов переговорная комната. Охранник при входе поясняет, как пройти на занятия по каббале.

Пока народ собирается, я спрашиваю сидящего по соседству со мной молодого человека, менеджера, судя по внешнему виду:

— Почему все эти люди приходят сюда?

— Потому что много людей устало от бессмысленного кровопролития по всей Земле, — отвечает молодой человек.

На занятия приходит человек десять таких мужчин и женщин, какие могли бы прийти в этот бизнес-центр днем на переговоры. Но вместо переговоров читают несколько стихов из книги Зоар, в эту неделю — из главы Цав. Многотомную главную книгу каббалистов читать самостоятельно невозможно ввиду принципиальной аллегоричности и крайней, на взгляд непосвященного, запутанности. Самостоятельно можно прочесть только популярную книгу о каббале. Сначала читают по-арамейски, потом по-русски, а переводчик книги «Сила каббалы» Виктор Сакс комментирует прочитанный стих. Слово «цав» значит «заповедь». Половины того, что говорит Виктор, я не понимаю; но из понятого примечательны, например, его слова о том, что если соблюдать заповеди, не понимая, почему надо соблюдать именно эту заповедь (не есть, скажем, свинины), то такое соблюдение заповедей — это идолопоклонство, а заповедь в данном случае играет роль идола.

На занятиях я знакомлюсь, а на следующий день встречаюсь в кафе с молодыми людьми Давидом и Анной. Анна — администратор, Давид — ведущий преподаватель Центра по изучению каббалы в Москве. Это теперь их профессиональное занятие. Давид был программистом и членом Народного фронта в Петербурге, уехал в Израиль, учился в иешиве, каждый день совершал пробежку по берегу моря мимо Тель-Авивского центра по изучению каббалы и однажды зашел узнать, что там. Аня как-то на вечеринке увидела у кого-то из гостей на запястье красную нитку и поинтересовалась:

— Ты занимаешься каббалой?

— Откуда ты знаешь? — спросил человек.

Аня не смогла вспомнить, откуда она знает, что красную нитку на запястье носят люди, занимающиеся каббалой, и пошла интересоваться каббалой в Центр.

Я спрашиваю у Ани и Давида, как Центр по изучению каббалы устроен. Это бизнес? Они говорят, что да, бизнес в каком-то смысле. Обычно люди звонят в Центр, прочтя книгу «Сила каббалы», потому что в книге указан телефон Центра. Некоторых приводят знакомые. Начальный курс из десяти лекций стоит 260 долларов. Для студентов и пенсионеров пятидесятипроцентные скидки. Последующие курсы стоят дешевле. Еще продаются книги и сувениры. Но, во-первых, это не секта, потому что весь прайс-лист можно посмотреть заранее, а во-вторых, принципиально важно, чтобы Центр окупал себя и создавался сам. Давид говорит, что деньги, заработанные Центром, не переправляются мешками в Лос-Анджелес, а расходуются на развитие Центра, на разные программы типа «Духовность для детей» и еще на содержание 500 человек хевров и их семей, а хевры — это учителя, не имеющие ничего и целиком посвятившие себя служению Свету.

Я не очень понимаю, что такое Свет в каббалистическом смысле, но Давид принимается объяснять мне: слово «каббала» происходит от глагола «получать» — наука о получении. Он говорит, что Свет распространяется от Творца, а человек — это сосуд для получения Света. Человек должен хотеть получить Свет. Поэтому нельзя просто взять и открыть в городе Центр по изучению каббалы. Люди в городе должны хотеть получить Свет, то есть создать Центр самостоятельно и самостоятельно обратиться за помощью в головной офис в Лос-Анджелесе. Давид говорит, что «десять сфирот» нигде в мире не изучают так полно, как в Международном центре каббалы, маленьким филиалом которого является Московский центр. Но желание получить глубокие знания должно возникнуть у ученика. Поэтому «десять сфирот» глубоко изучают только в больших Центрах Тель-Авива, Лондона или Лос-Анджелеса. В Москве тоже будут, но позже, когда студенты подрастут.

СМЫСЛ ИГРЫ

Я вхожу в общественную приемную сенатора Владимира Слуцкера. В приемной полно народу — кто-то по государственным делам, кто-то по бизнесовым, кто-то по каббалистическим. В кабинете г-на Слуцкера в книжном шкафу стоит Зоар, красиво переплетенные красные тома. На столе — изюм, орехи и фрукты. Господин Слуцкер улыбается. «Вы мне обещаете не сопоставлять мои слова о каббале с тем, что говорят о ней другие? А то я не буду говорить».

В Москве есть три каббалистические школы. Школа Берга, про устройство которой рассказывали мне Аня и Давид. Школа Лайтмана, представители которой отказались со мной встречаться. И школа Слуцкера. О школе Берга г-н Слуцкер отзывается с добродушным скепсисом, утверждая, что они скорее бизнесмены, продвигающие каббалу как бренд, рассказывающие людям, что каббала существует и ведет к Свету, но не раскрывающие ее глубин. Про школу Лайтмана г-н Слуцкер говорит с отвращением, утверждая, что эта школа искажает каббалу и уводит от Света.

— Я, собственно, хотел узнать, в чем причина моды на каббалу, потому что глупо же просить объяснить мне тут в двух словах, что такое каббала…

— Не глупо. Я вам сейчас объясню. Каббала значит «получение» на иврите и напрямую связана с получением Торы, знания о структуре и целях мироздания, информации о Создателе и о структуре человека. Каббала — это внутренняя часть иудаизма. Есть 613 заповедей, по числу зернышек в гранате. Гранат на самом деле был плодом древа познания, а не яблоко. Заповеди — это то, что человек должен делать физически, чтобы соответствовать правилам игры Творения. А смысл игры — каббала. Правила, структура и план игры содержатся в каббале. Поэтому великие каббалисты предвидели будущее.

— Я, собственно, хотел узнать, почему каббала стала модной.

— Стала модной, потому что игра дошла до такого уровня, что представление о ее плане необходимо многим людям, чтоб провести финальную часть игры в максимально комфортном режиме. Многие люди достигли высокого духовного уровня. Мы же с вами можем представить, как взяли бы копье и пошли бы охотиться в первобытном лесу, а наши жены ждали бы нас у очага, обмазанные глиной. А дикари не могут представить себе, как сидели бы в офисе с компьютером и говорили о каббале. Дикарь может не думать о том, как устроен большой мир. У нас есть потребность знать, как он устроен.

— Вы хотите сказать, что люди стали лучше?

— Люди подобны экрану. На экран проецируют фильм, который поверхность экрана воспринимает как свою жизнь. Когда очередная серия заканчивается, экран воспринимает это как свою смерть. Пока идет очередная серия, экран немного меняется, так что можно проецировать на него следующую серию (каббалисты утверждают, что существует переселение душ. — В.П.). Сначала проецируют вестерн, постепенно фильмы становятся умнее. Сначала экран был один — Адам. Потом он разделился на два экрана — Адама и Еву, и на каждую половинку экрана стали проецировать свой отдельный фильм. Потом экран стал делиться дальше, и теперь это такой фасеточный экран из шести миллиардов маленьких окошек, в каждое из которых проецируются шесть миллиардов фильмов разной степени сложности. Чем больше фильмов проецируется на экран одновременно, тем быстрее идет игра.

— Так чем окончится игра-то

— Тем, что экран модифицируется под воздействием проецируемых на него фильмов до такой степени, что сможет вступить в диалог с продюсером фильма. Иными словами, кукла заметит нитки, тянущиеся от нее к кукловоду. Человек научится любить, как любит Творец. Настанет золотой век. Богатство и власть не будут больше цениться, будет цениться духовность. Как у евреев до разрушения Храма, когда Царь Иудейский был не властителем, а духовным управителем.

Уф-ф! — говорю я вместо вопроса.

А г-н Слуцкер продолжает:

— На каком-то этапе своего развития человечество должно изучать каббалу. Этот этап находится в непосредственной близости от конца игры. Только неправильно называть конец игры концом света, правильней говорить «конец времен» или «конец дней».

— А если ничего этого нет? — спрашиваю я. — Ни Творца, ни Света, ни золотого века, ни конца дней?

— Есть медицинский факт, — господин Слуцкер улыбается этой своей цитате из Остапа Бендера, — медицинский факт, прямо свидетельствующий о наличии высшей силы. В иврите 22 буквы. Каждая буква является еще и цифрой, имеет числовое значение. Сумма числовых значений букв в слове называется гематрия. Так вот, в иврите, если гематрия слова «мать» — 5, а гематрия слова «отец», предположим, 7, то гематрия слова «дети» — 12. Или, предположим, в числовом выражении «земля» = 3, «вода» = 5, «семя» = 4. То «росток» тогда сколько будет?

Э-э-э, — я складываю числа. — Двенадцать?

— Двенадцать, — кивает господин Слуцкер торжествующе. — Иврит является многомерной математической моделью мира. В мире есть смысл, и он связан с буквами иврита.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter