Карточные
Uno
Число игроков: от 2 до 10.
Набор: 108 игровых карт.
Суть: цель — первым остаться с пустыми руками и набрать больше всех очков. Чем-то похожа на «Пьяницу», но попроще — можно играть, накидавшись. Вместо мастей тут цвета, а специальные карты могут неожиданно повернуть ход игры в другую сторону. Лучше прочитать инструкцию до конца и не пропустить дополнительное правило: если кто-то вдруг кладет ноль, все меняются картами. Самое главное — не забыть крикнуть: «Uno!», когда на руках осталась одна карта. На этой ерунде обычно все прокалываются.
«Свинтус»
Число игроков: от 2 и более.
Набор: 112 карт (64 карты четырех цветов с номиналом от 0 до 7 и 48 специальных).
Суть: игра с претензией на стеб над корпоративной иерархией. Правила активно призывают подложить свинью начальнику и сильно напоминают правила Uno — только тут еще разные спецкарты с названиями вроде «Хлопкопыт», «Полисвин» и «Перехрюк». Например, когда кто-нибудь кладет карту «Тихохрюн», все игроки должны молчать целый круг. Подходит для больших, не слишком чопорных компаний.
Touche
Число игроков: от 4.
Набор: игровое поле, 2 колоды карт, 210 пирамидок четырех цветов.
Суть: карты — обычные, с традиционными мастями. Только к ним добавлено игровое поле и задача строить разноцветные пирамидки. Чем удачнее приходит карта, тем выше эти пирамидки получаются.
Arne Total
Число игроков: от 2 до 6.
Набор: 150 игральных карт.
Суть: правила говорят, что правил нет. Участникам нужно собрать за время игры как можно больше очков, и для этого разрешается вести себя как вздумается: делать ход не в свою очередь, отнимать карты, меняться местами и чуть ли не убегать с колодой в другую комнату. «Арне Тотал» — это расширенная версия первого издания, «Арне Классик», и рассчитана на большее количество игроков. Не стоит подсовывать ее компании подростков — кончится все перевернутой мебелью.
Фэнтези
«Манчкин»
Число игроков: от 2 до 6.
Набор: 168 игровых карт и кубик.
Суть: в начале каждый игрок — безликий персонаж. В процессе игры он получает расу, класс и уровень волшебства (например, эльф-волшебник восьмого уровня). Для этого нужно сражаться с монстрами и получать за это награды — полезные вещи с названиями, вроде Башмаки Могучего Пенделя, Не-боись-бандана и Наколенники очарования. Цель — дойти до последнего, десятого уровня. Обиднее всего быть человеком — это самая немощная раса, поэтому надо стараться побыстрее стать каким-нибудь дварфом с Колотушкой Резкости.
«Козябло»
Число игроков: от 2.
Набор: от 15 до 30 карт.
Суть: каждая карта обозначает боевое подразделение, героя, существо, заклинание или тактический эффект. С помощью всего этого нужно вести некую Позорную Войну, возглавив армию одного из четырех народов: позорков, жлобов, козлов и трутней. Помимо основного набора существуют дополнения: «Козлы против жлобов», «Трутни» и «Великие Позорные Войны».
«Зельеварение»
Количество игроков: от 2 до 8.
В наборе: 77 карт, фишки и поле для подсчета очков.
Суть: надо варить зелья. Чем они сложнее, тем больше за них дают очков. В зависимости от выпавших карт можно делать эликсиры, порошки или создавать существ. У «Зельеварения» есть два расширения: «Гильдия Алхимиков» и «Университетский курс», которые еще больше запутывают и без того непростой процесс готовки. Игра сделана по мотивам «Гарри Поттера» — чтобы разобраться в правилах смешивания зуба дракона и цветка папоротника, нужно быть по меньшей мере Дж.К.Ролинг.
Исторические стратегии
«Каркассон»
Число игроков: от 2 до 5.
Набор: 72 участка земли, 40 человечков пяти цветов, поле для подсчета очков.
Суть: микс из пазла и классической бродилки. Поле строится в процессе игры: каждый кладет по кусочку карты так, чтобы река совпадала с рекой, а замок — с замком. На получившиеся земли нужно ставить свои фишки и стараться быстро достроить свой объект (монастырь, город, дорогу или поле). При этом фишки-человечки каждый раз получают новую профессию: на дороге герой становится разбойником, а в поле — мирным крестьянином. Их деятельность тоже приносит очки, которых нужно набрать как можно больше. У игры есть дополнение «Охотники и Собиратели» — вроде как продолжение, но на самом деле предыстория классической версии. Вместо феодалов там племена, которые собирают ягоды и ловят рыбу. «Каркассон» — это такой блокбастер в мире настольных игр, и очень аддиктивный: подсаживаются целыми семьями.
«Колонизаторы»
Число игроков: от 3 до 4.
Набор: 60 фишек «Дорога» (по 15 каждого цвета), 20 фишек «Поселение» (по 5 каждого цвета), 16 фишек «Город» (по 4 каждого цвета), 4 информативные карты стоимости построек, фишка «Разбойник», 9 шестиугольных карточек «Море», 9 шестиугольных карточек «Порт» (5 специализированных и 4 — общего назначения), 19 шестиугольных карточек «Суша», 95 карточек «Ресурс», 25 карточек развития, карточка «Самая большая армия», карточка «Самая длинная дорога», 18 жетонов с номерами и 2 кубика.
Суть: грандиозное освоение острова с помощью вышеперечисленного комплекта из трехсот частей и инструкции, больше похожей на приключенческий роман. Главным колонизатором оказался автор игры Клаус Тойбер: его хитроумное детище завоевало целую армию поклонников по всему миру.
«Королевские врата»
Число игроков: от 2 до 4.
Набор: 10 ключевых объектов в столичном городе, 88 квартальных жетонов четырех цветов, шесть фишек влиятельных жителей города, 30 жетонов единиц победы.
Суть: после смерти старого короля 4 лорда пытаются захватить трон. На карте города нарисованы крепости, гарнизоны, таверны, рынки и тюрьмы, которые нужно окружать своими жетонами с влиянием. У каждого игрока есть 1 жетон с драконом, которым можно сжечь целый квартал, разорив соперников. Еще есть фишки персонажей: например, Епископ уменьшает стоимость любого жетона до единицы. Когда все жетоны заканчиваются, подсчитывается уровень влияния игроков. У кого он больше, тот и выиграл.
«Корсары»
Число игроков: от 2 до 4.
Набор: игровое поле, 24 карточки боевых кораблей, 36 фишек кораблей, 24 фишки «Золото», 38 фишек команды, 40 фишек «Флаг», карта ветров и кубик.
Суть: игра с богатым прошлым. Игрокам предлагается один из четырех маршрутов в Новый Свет. Переходя с поле на поле, фишки участников выполняют задания, платят пиратам, зарабатывают на торговле, воюют или пытаются не утонуть. Игру особенно любят те, в ком еще еще жива жажда приключений.
Britannia
Число игроков: от 3 до 5.
Набор: игровое поле, 219 жетонов отрядов четырех цветов, 17 карт народов, 175 жетонов победных баллов, 16 жетонов населения, 1 жетон раунда, 5 кубиков.
Суть: классическая историческая стратегия с грандиозным масштабом: игра начинается с римского завоевания в 43 году н.э. и заканчивается норманнским завоеванием 1066 года. Без амбиций Наполеона игрокам здесь не обойтись — им предстоит управлять народами, переигрывать исторические сражения, а создатели даже заманивают возможностью «изменить ход истории».
The Princes of Florence
Число игроков: от 3 до 5.
Набор: игровое поле с изображением лестницы престижа, 5 полей владений, 30 карточек заданий, 12 карточек свобод, 6 фишек строителей, 7 фишек «Шут», 60 игровых карт, денежные жетоны, 6 фигурок разных цветов, 6 игровых камней разных цветов.
Суть: зарабатывать очки здесь надо, не нападая на чужие земли, а создавая произведения искусства. У каждого игрока есть по одной персоне — Теолог, Алхимик, Скульптор или Композитор. Им нужно обеспечить самые лучшие условия работы: лаборатории, мастерские, приятный вид из окна и веселую компанию, например, Шута или Актера рядом. Чем изысканней обстановка, тем дороже ценятся произведения. Несмотря на романтичный антураж, цель игры сугубо материальна — заработать больше всех.
«Сумерки империи»
Число игроков: от 2 до 6.
Набор: 18 наборов пластиковых игровых фигур (крейсеры, линкоры, транспорт, наземные отряды, истребители, ПОС), 39 космических шестиугольников, 78 карт действия, 34 карты политики, 1 карта ступеней галактического развития, 17 листов игровых фишек и 1 десятигранная игральная кость.
Суть: старая и очень популярная игра. На одну партию придется выделить не меньше двух часов, а лучше целый вечер. Действие происходит в космосе, и размах у игры соответствующий: участникам предлагается строить крейсеры, участвовать в межгалактическом собрании, развивать экономику и науку на планетах — все серьезно и без шуток. Здесь нет постоянной игровой карты — она разрезана на части, поэтому каждый раз получается новое поле, а участники выступают в роли Большого взрыва. Выиграть без четкой стратегии невозможно.
«Цивилизация»
Число игроков: от 3 до 5.
Набор: игровое поле, 144 карты, 58 строительных жетонов, 60 знаков влияния, 40 фишек крепостей, 25 фишек трирем, 40 фишек легионов и 4 кубика.
Суть: название говорит само за себя — историческая стратегия о жизни предков. Для постройки семи чудес света можно взять на службу Одиссея или Елену Троянскую.
Детективные
Cluedo
Число игроков: от 3 до 6.
Набор: игровое поле, 6 героев, 6 орудий преступления, 8 карточек комнат, блокнот для расследования, конверт для материалов дела и 2 кубика.
Суть: в английском поместье произошло убийство. Нужно определить, кто, чем и в какой комнате убил несчастного Джона Блэка. Есть 6 подозреваемых, среди которых преподобный отец и миссис Пикук, и 6 орудий убийства: статуэтка, молоток для льда, шнурок от шторы и тому подобное. Перемещаясь из комнаты в комнату, игроки записывают свои догадки в блокнот. Ответ лежит в закрытом конверте с самого начала — чтобы его угадать, метод дедукции пригодится как никогда.
Scotland Yard
Число игроков: от 3 до 6.
Набор: игровое поле с картой Лондона, 6 фишек, игровой журнал, 125 проездных билетов, 18 карт старта, 2 карты двойного движения, шапка мистера X.
Суть: сначала все решают, кто будет мистером Х, остальные становятся детективами. Детективы получают на руки проездные билеты (на такси, метро и автобус) и бесцельно двигаются по полю до пятого хода. Тогда мистер Х, который до этого никак не передвигался и держал свои ходы в уме, совершает «прокол» — ставит свою фишку на игровое поле. После этого начинаются кошки-мышки. Выигрывает тот, кто первым поймает бедного мистера Х.
Головоломки
Project X
Число игроков: от 2 и больше.
Набор: 9 игровых полей, 100 карточек с заданиями, песочные часы и 2 кубика.
Суть: на полях нарисовано очень много мелких заковыристых предметов, вроде отверток, зубных щеток, пирожков и туфель. Нужно вытянуть карточку с заданием и за короткое время найти то, что там сказано. За каждое выполненное задание дается 1 очко. Тот, кто первым наберет 6 очков, выигрывает. Чем сложнее сфокусироваться, тем веселей играть.
Судоку
Число игроков: от 1 до 4.
Набор: игральное поле, фишки пяти цветов, песочные часы и книга с заданиями.
Суть: правила такие же, как и на бумаге: надо заполнить все квадраты числами так, чтобы они не повторялись. Главное достоинство настольного варианта — можно играть в компании. Для этого фишки сделали пяти разных цветов.
Ingenious
Число игроков: от 2 до 4.
Набор: игровое поле, 120 фишек шести разных цветов, мешочек, поля для подсчета очков.
Суть: игроки выкладывают свои фишки на поле по принципу домино. Надо получить комбинацию с наибольшим количеством фишек одного цвета и рисунка. Одна фишка — одно очко. Когда кто-то набирает 18 очков, то есть собирает 18 одинаковых фишек рядом, он говорит: «Гениально!» и ходит еще раз. Главное — не забыть это сказать. Выигрывает тот, у кого больше всех очков в одном цвете.
Eternity II
Число игроков: от 1 и больше.
Набор: 256 квадратиков, дощечка, форма для записей.
Суть: участникам предлагается собрать все квадратики так, чтобы стороны каждого совпадали по цвету и рисунку с соседними. Тому, у кого это получится, создатели обещают 2 миллиона долларов. Судя по названию, победителей нет до сих пор.
Интеллектуальные
«Руммикуб»
Число игроков: от 2 до 4.
Набор: 104 карты c разноцветными цифрами (от 1 до 13), 2 джокера, 4 подставки и инструкция.
Суть: выигрывает тот, кто первым выйдет из игры. Для этого нужно раскладывать карточки с цифрами либо по порядку (1, 2, 3, 4), либо по цвету (только желтые или только синие). На каждый ход дается одна минута. Сначала вроде бы легко, но уже через 10 минут комбинаций становится так много, что придумать свой ход становится намного сложнее. «Руммикуб» похож на скребл, только с цифрами, и входит в пятерку самых любимых игр в мире.
«Без паники»
Число игроков: от 2 до 12.
Набор: таймер, 110 карточек с вопросами, блокнот для записи очков.
Суть: классическая игра на эрудицию. Игроки по очереди тянут карточки с вопросами четырех уровней сложности. За короткое время нужно назвать, например, известных канадских хоккеистов или фильмы с Майклом Дугласом. С каждым раундом все сложнее — нужно давать все больше ответов. Выигрывает тот, кто быстрее всех ответит на все вопросы.
Скребл
Число игроков: от 2 до 4
Набор: картонное поле, фишки с буквами, мешочек и 4 подставки.
Суть: как это обычно бывает с великими изобретениями, первые выпуски скребла потерпели полный провал. Тогда у игры не было поля, а называлась она Lexico. Производители настольных игр упорно ее игнорировали, пока автор не упростил правила и не сменил название на скребл, что означает «лихорадочно искать». Что это такое — рыться в памяти, пытаясь вспомнить слова длиннее, чем «лес» и «рок» — знает сейчас почти каждый.
«Властелин Разума»
Число игроков: от 2 до 5.
Набор: игровая платформа и 96 фишек-колышков.
Суть: один участник придумывает код из восьми цветов, а другие пытаются его отгадать. Для этого нужно строить цветовые ряды и получать за них оценки — чем выше оценка, тем больше он похож на загаданный код. Выигрывает тот, кто отгадает схему быстрее всех.
«Тик… Так Бумм»
Число игроков: от 2.
Набор: 1 бомбочка-таймер, 1 игровой кубик, 55 карточек со слогами.
Суть: игрок кидает кубик, активизирует заряд на таймере и берет верхнюю карточку из стопки. На карточке написан слог, а кубик показывает, в какой части слова он должен находиться. За короткое время надо придумать слово, например, со слогом «вед» в конце слова. Если не успеть дать ответ, «бомба» взорвется прямо в руках.
Memory
Число игроков: от 2.
Набор: 60 карт.
Суть: очень старая, очень простая и никогда не подводящая игра — особенно радуются дети. Перед началом игры карточки перемешиваются и выкладываются на стол картинками вниз. За один ход каждый игрок открывает две карточки. Если они одинаковые, игрок берет их себе и ходит снова. Если разные, карточки кладутся на место картинкой вниз. Игра кончается, когда карточек на столе не осталось. Выигрывает тот, кто набрал больше всего пар.
Ассоциативные
Activity
Число игроков: от 3 до 16.
Набор: игровое поле, 4 фишки, 440 карт с заданиями, песочные часы.
Суть: играть лучше большой компанией. Четырем командам нужно объяснить различные словосочетания с помощью пантомимы, рисунков или на словах. Задания порой попадаются совершенно невозможные, и в этом, собственно, вся идея: нужно нарисовать горячий шоколад или мимикой показать русалку.
Alias
Число игроков: от 2 до 6.
Набор: игровое поле, 400 карточек со словами, 6 фишек, песочные часы.
Суть: нужно объяснить значение слова, не называя самого слова. Совершенно неожиданно трудности возникают даже с самыми простыми словами, вроде «бордюр» или «трюмо». Время ограничено — если не успеешь, ставишь фишку на поле назад. Тот, чья фишка придет к финишу первой, выигрывает. Отличный способ пополнить словарный запас двумя-тремя новыми синонимами.
«Представьте себе, что…»
Число игроков: от 3 до 8.
Набор: игровое поле, 202 карты, 48 карточек с ответами, 8 разноцветных фишек, 1 специальная фишка и 1 кубик.
Суть: на карточках все участники пишут свои имена и имена общих знакомых, которых в компании все знают. Затем каждый берет карточку, на которой написано, например: «Представьте себе, что Элвис Пресли — это: енот, дятел, лягушка или кенгуру». Нужно отгадать самый распространенный ответ. Особенно забавно вытянуть карточку со своим именем и узнать о единогласном решении, что вы больше всего похожи на тапочки.
Игры на ловкость
Buckaroo!
Число игроков: от 1 до 6.
Набор: пластиковый осел, 10 предметов.
Суть: надо повесить на седло осла как можно больше разных предметов (гитара, лассо, шляпа, лопата, коробка и т.д.) так, чтобы он не взбрыкнул. Он, конечно же, брыкается, причем в самый неожиданный момент. Играть лучше в середине вечеринки и с новичками — они очень пугаются и визжат. Элементарная, но довольно веселая игра.
Operation
Число игроков: от 2 до 4.
Набор: поле с нарисованным человеком, 12 фигурок-органов, 12 карточек к фигуркам, пинцет.
Суть: эта игра — имитация работы хирурга. Нужно крайне осторожно сделать операцию — вытащить из специальных отверстий кость, сердце, печень и другие органы. Под полем спрятана сенсорная доска. Если до нее дотронуться, раздается противный звук и у больного загорается нос — ход проигран. Не задеть ее очень сложно — отверстия маленькие, а фигурки еще меньше. После каждой успешной операции у игроков остаются карточки. У кого их в конце больше всех, тот и победитель.
«Опрокинь!»
Число игроков: не ограничено.
Набор: 27 деревянных кубиков с заданиями.
Суть: из кубиков, на которых написаны задания, вроде «Выпей 2 стопки залпом», участники должны построить башню. Тот, кто ее опрокинет, должен будет выполнить все задания. Естественно, рекомендуется играть в состоянии сильного алкогольного опьянения
Экономические
«Денежный поток»
Число игроков: от 2 до 6.
Набор: игровое поле, бланки отчета о доходах, бланки балансового отчета, набор игровых карт, игровые деньги, фишки, 3 кубика, жетоны, 6 простых карандашей и советы по игре от ее создателя.
Суть: экономическая игра от автора книги «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки сделана как игровой бизнес-самоучитель. Передвигаться нужно с поля на поле, но это тот редкий случай, когда бродилка про деньги не похожа на «Монополию». Задача игроков — вырваться из круга крысиных бегов и встать на дорогу большого бизнеса. Неизвестно, получится ли после игры разбогатеть взаправду, но кое-какие знания про активы, акции и кредиты в голове застревают.
«Игра в жизнь»
Число игроков: от 2 до 6.
Набор: игровая доска, 3 горы, мост, 7 зданий, вертушка, 6 машинок, 54 человечка, жетоны жизни, 36 карточек, 14 страховых полисов и 18 банковских займов.
Суть: нехитрая семейная экономическая игра. Все начинается со школы и заканчивается пенсией. Цель — к концу набрать как можно больше материальных благ: дом, машину, страховку, образование и честную выплату налогов. Время от времени случаются неприятности: соседи заливают квартиру или сбегает кошка.
«Такси. Безумный день»
Число игроков: от 2 до 6.
Набор: игровое поле, 72 карточки такси, 12 карточек с вопросами, 48 карточек «Деньги», 24 карточки «Модернизация», 6 карточек игроков, 6 фишек и игральный кубик.
Суть: будни таксистов со всеми прелестями в виде недовольных клиентов, пробок, конкуренции и ругани диспетчеров. Нужно бросать кубики и двигаться по полю, пытаясь быстрее других добраться до пассажира. По дороге можно подхватить попутчика и сделать тюнинг, а карточка-дорожный знак просит назвать его значение или заплатить штраф — удобный способ освежить в памяти ПДД.
Ремейки
«Крестики-нолики 3D»
Число игроков: 2.
Набор: прозрачный куб, состоящий из трех горизонтальных пластин, шарики синего и красного цветов.
Суть: трехмерный апгрейд всем известной игры, по идее, должен развивать пространственное мышление. Нужно выстраивать линии из шариков одного цвета, и если на бумаге победитель очевиден с третьего хода, то здесь число комбинаций увеличивается в несколько раз. Просто построить линию здесь уже мало — выигрывает тот, у кого к концу игры этих линий больше.
«Морской бой: торпедная атака»
Число игроков: 2.
Набор: пластиковая решетка, 2 торпедные пушки, 2 перископа, 8 снарядов, 10 больших кораблей, 10 маленьких кораблей, 4 подставки для фишек, набор белых и красных фишек, лист наклеек.
Суть: красочные детали наверняка понравятся детям — смотреть в перископ, конечно, увлекательнее, чем чертить клетки на бумажке. После каждого удара в скрипучие пластиковые конструкции, изображающие океан, нужно втыкать фишки. Правда, они постоянно выскакивают из дырочек, закатываются под кровать и выскальзывают из рук, так что уже через 10 минут старые добрые клеточки вспоминаются с нежностью.
Монополии
«Монополия» была первой западной настольной игрой, ставшей популярной в России, обзавелась множеством клонов («Менеджер», «Миллионер», «Кооператив» etc) и до сих пор не сдает позиций — не в последнюю очередь потому, что новые разновидности появляются практически каждый год.
Монополия Classic
Классическое поле с привычными железными шляпками, пушками и машинками в качестве фишек и устаревшим рейтингом московских улиц.
Монополия с банковскими картами
Москву здесь узнать намного проще: недвижимость надо строить на Кутузовском, Рублевке и Манежной площади, цены на аренду исчисляются в миллионах, а новые фишки сделаны в виде чизбургера и мобильного телефона. Главный плюс — 6 карт Visa вместо вороха купюр.
Монополия «Губка Боб Квадратные Штаны»
Эта версия рассчитана на детей, знакомых с одноименным мультиком. Иначе там сложно разобраться даже взрослому: вместо домов и отелей строить нужно Сооружения Ананасов и Красти Крабов, а действие происходит в городе Bikini Bottom.
Монополия «Человек-паук»
Фишки-герои фильма и антураж небоскребов Нью-Йорка. Умение самого Человека-паука передвигаться по городу с помощью паутины здесь как нельзя кстати — в комплекте есть специальные правила для быстрой игры.
Монополия «Европа»
Выпуск для любителей масштабных бродилок: игроки покупают не улицы, а целые страны, а вместо обычных фишек — национальные достопримечательности: Пизанская башня, Писающий мальчик и Биг-Бен. Единственный минус — почти все карточки написаны на шести европейских языках, исключая английский. Русской версии не существует.
Игры, которых в России еще нет
Cuba
Качественное, яркое оформление поля и дореволюционная Куба в качестве бэкграунда. Цель — к концу последнего раунда заработать как можно больше победных очков. Деньги при этом не учитываются, игроки должны заставить их работать. Для этого они выбирают для своих героев занятие по вкусу: можно строить банки и скупать товары, можно контролировать парламент, а можно делать ром и сигары на плантациях.
Junta
Классическая дипломатическая стратегия для 2—7 игроков. Игроки становятся представителями кланов, контролирующих некую банановую республику, и всеми силами стараются увеличить свой вклад в швейцарском банке. Для этого они заключают сделки, применяют карательные меры, обманывают и пугают. В набор входят полноцветная карта, более 150 игровых деталей, колода карт, бумажные деньги и три кубика.
Hansa
Игроки захватывают корабль и ведут морскую торговлю, путешествуют и открывают новые торговые точки. На поле нарисована карта Скандинавии, по которой нужно перемещаться за отдельную плату.
Project Pornstar
Настольной симулятор съемок порнофильма. Для того чтобы он оказался успешным, нужно выбрать самых лучших актеров и съемочную группу. Игроков подстерегают опасности в лице актрис с пластическими операциями, хакеров и директоров-моралистов.
Jungle Speed
Веселая карточная игра на внимание и реакцию. Игроки выкладывают по карте, на каждой нарисованы похожие разноцветные фигуры. Когда выпадают две одинаковые, нужно первому схватить тотем, который стоит в центре. Игра уже получила популярность на московских домашних вечеринках, но пока что ее можно достать только за границей.
Классические игры
Шахматы
Популярнейший вариант бизнес-подарка (шахматы из слоновой кости, из хрусталя, антикварные, авторские и т.д.). Дарят обычно классические, а ведь разновидностей шахмат еще больше, чем вариантов ходов: доска может быть круглой, гексагональной, крестообразной, зеркальной и электронной, а играть можно втроем, вчетвером и даже ввосьмером. Один из любопытных видов шахмат называется магараджа: против полного комплекта черных фигур играет только одна белая, которая обладает возможностями ферзя и короля. Поставить мат королю черных при таком раскладе, как ни странно, можно — за счет своей мощности белая фигура справляется и одна.
Домино
Самая, похоже, непопулярная из классических игр — даже обычный набор для игры продается далеко не везде. Тримино — треугольное домино, довольно свежее изобретение — найти и то проще. В основном, домино используют для всяких посторонних целей. Так, каждый год в Нидерландах проводится День домино: десятки людей сначала строят огромные ряды косточек, а потом весело их рушат. Прошедший 2007 год оказался самым неудачным в истории праздника. По вине строителей из 4 500 000 костяшек упало всего 3 671 465, так что первый раз за 9 лет не удалось установить новый мировой рекорд.
Нарды
Знание правил игры в нарды обеспечивает расслабленный вечер практически в любой чайхане. Нарды есть у многих — это еще один распространенный вариант бессмысленного корпоративного подарка, в котором главное не польза, а стоимость. Набор для игры в нарды от Чарлза Холландера входит в десятку самых дорогих настольных игр мира. Он сделан из шести килограммов золота, ста пятидесяти граммов серебра, а на украшение фишек ушла 61 тысяча белых, черных и желтых бриллиантов. Стоит два миллиона долларов.
Шашки
Излюбленное занятие завсегдатаев творческих кафе — пьяные шашки. Вместо черных и белых фишек на доску ставятся стопки с темным и светлым алкоголем. Получается, что шашки противника надо не есть, а пить — шансов дойти до финала нет у обоих.
Маджонг
При желании кости для игры в маджонг можно использовать для предсказания будущего. Разделившись на Прорицателя и Вопрошающегося, надо выбрать 13 фишек и проделать с ними ряд запутанных махинаций. Кости, которые в итоге окажутся на Востоке, расскажут о характере Вопрошающего, на Юге — о ближайших событиях, на Западе — о решении проблем, а те, что лягут в сторону Севера, значат результат будущих действий. Желательно при себе иметь компас и доступ в интернет: на сайте mahjong.ru можно найти более подробную информацию.
Го
Правила го — не просто свод указаний, а целая философия. Хотя пляжный вариант игры и допускает конфеты M&M’s вместо черно-белых камней и поле, от руки начерченное на песке, в официальных заведениях такое недопустимо. Рассказать о всех тонкостях китайской головоломки берется московская Федерация го; там же можно приобрести правильный инвентарь.
Магазины:
Центральный детский мир,
Театральный пр-д., 5, м. «Лубянка», справочный телефон торговой сети «Детский мир» 8 800 333 00 00, detmir.ru
«Алегрис»,
Мясницкая, 20, стр. 1, м. «Лубянка», 928 33 37
«Урфин Джус»,
Звенигородское ш., 4, м. «Полежаевская», ТЦ «Электроника на Пресне», 784 63 55
«7 пядей»,
Садовая-Черногрязская, 22, стр. 1, м. «Красные Ворота», 917 01 41