Иллюстрация: Александр Можаев
Моя беседа с художником Константином Звездочетовым носила теоретический характер. Погода была не прогулочная, поэтому мы сели за стол и принялись рисовать умозрительную карту Москвы. Результаты этих трудов имеют исключительное значение для будущности нашего города.
Москва город многослойный, это как бы множество наложенных друг на друга и переплетенных сеток, начал живописец. У каждой своя система координат, свои истории. И поэтому людям, приезжающим сюда впервые, город кажется таким бестолковым. А когда начинаешь отделять эти пласты один от другого, все встает на места. Вот например: Москва имеет свой главный меридиан и главную параллель это Тверская улица и Москва-река. Южнее реки у нас Замоскворечье, которое мы сейчас не рассматриваем, это территория зазеркальная. А по разные стороны тверского меридиана лежат два довольно разных города, начиная с того, что восточнее находятся холмы, а западнее равнина. И жизнь происходит так, будто все, что есть в Москве яркого и пассионарного, зарождается на востоке, а потом стекает вниз тихо отстаиваться. Справа Москва более простая, настоящая, а слева официоз и претензии.
Вот смотрите: наиболее значительные для Москвы люди родились и действовали преимущественно на востоке, а на запад уходили отдыхать и пожинать лавры. Горький писал о Хитровке, а в золотую клетку дома Рябушинского угодил на Никитской. Даже кафедральный собор в годы гонений был в Елохове, а теперь перебрался в низину. Или Пушкин: родился на Немецкой, любимый дядя Василий Львович, дружище Нащокин все здесь. А вот остепеняться подался на Арбат. История с перестановкой памятника с левой на правую сторону Тверской явная попытка восстановления исторической справедливости, однако с природоведческой точки зрения сомнительная. Потому что в большинстве случаев памятники прославившимся на востоке ставят потом на западе. Царь Петр родом из Измайлово (я к нему не очень хорошо отношусь, но мы говорим о выдающихся, но необязательно симпатичных явлениях, ведь Салтычиха и Лубянка тоже с востока). Петровские гулянья гремели в Лефортово, а монумент впаяли на стрелку Москвы-реки. Есенин жил и развлекался преимущественно здесь, а вот вешаться в Питер поехал с остоженской квартиры, и статуя ему поставлена на Тверском бульваре. Маяковский это Таганка, Лубянка и так далее, а памятник, под который он еще при жизни так мечтал заложить динамиту, стоит именно по левую сторону меридиана! Единственное исключение Высоцкий, так ведь не зря этот памятник никому не нравится. Мещанская, Каретный, Таганка все справа. Я, кстати, хорошо отметился на его похоронах на Таганской площади я оказался в колонне, которая противостояла милицейской пехоте, а мои друзья попали под кавалерию. А замели всех люди в белых рубашках, которых тогда в Москве по причине Олимпиады и утроенной бдительности было в избытке.
Я слушаю Звездочетова и все больше вдохновляюсь стройностью его теории. Ведь и в самом деле Рождественский бульвар есть именно на востоке, а на западе его нет! Элитное строительство процветает на Остоженке и Патриарших, а вот попробовало оно сунуться на нашу, возвышенную половину и что вышло? Карикатурная Сретенка, «дома пониженной элитности». Опять же запад вотчина деятелей искусств. Чудо-галереи всех признанных властью мастеров кисти и резца по ту сторону атмосферного фронта, один только Андрияка, говорят, остался на «Курской» и очень этим тяготится, в стаю просится. А раздолбаям и первооткрывателям более пристал восток. У Звездочетова, кстати, мастерская как раз на Рождественском, и на днях ее затопило на фиг.
Я и родился на Новослободской, и
Продолжаем развивать нашу замечательную теорию. Велимир Хлебников мечтал найти число, открывающее великую тайну законов истории. Согласно изобретению Звездочетова, такое число (ввиду московской многослойности составное) должно быть и у логики бытования города-героя. Ведь от незнания основ происходят все здешние неприятности, от этого же один за одним накрываются генпланы городского развития. Да и каждому отдельному москвичу важно найти для себя правильную нишу. Вот Герцен, Тургенев и Грибоедов жили на западе, так и писали потом об увиденных там ужасах царизма. А Шаляпин, наоборот, на западе был знаменит и счастлив, а в тягостные запои уходил