Аудиокнига это ведь жутко удобно, их больше всего любят как раз автомобилисты, но и в самолете, например, когда обычная книга уже валится из рук, ничего лучше не придумать. Но кто ж так издает! Еще недавно в продаже была одна фантастика (Лукьяненко, Гаррисон, Успенский), школьная программа (Пушкин, Чехов, Булгаков) и внеклассное чтение («Илиада» или «Фауст»). Никакой переводной прозы, практически ничего современного: набор как с книжных полок
Непонятно, что вдруг случилось, но теперь рынок аудиокниг не узнать. Есть пособия для менеджеров, «Коранические рассказы для детей», Гайто Газданов, «Мир как воля и представление», Барикко, «Хагакурэ», «Записки» Победоносцева, Джозеф Конрад и Иосиф Флавий. Или вот, пожалуйста, Марк Туллий Цицерон: «Об обязанностях. О старости. О дружбе». Нормально? По два часа о дружбе и старости и семь часов об обязанностях. Анализировать Цицерона я, с вашего позволения, не буду. Хотя его соображения о дружбе как о союзе граждан, близких по политическим взглядам, можно, не гневя небеса, промотать. Немного мешает то, что глубоко волновавшие Цицерона мысли о старости озвучивает вполне молодой и бодрый чтец, который к тому же стремится так их зачесть, чтобы все ораторы мира попадали на пол. Но в целом очень достойное приобретение.
Некоторые аудиокниги даже стали появляться практически одновременно с бумажными версиями: есть, например, «Код да Винчи» в исполнении Эммануила Виторгана (ужасно смешно, честно говоря). Или сейчас всюду лежат мемуары Ширвиндта «Былое без дум» и вот, пожалуйста: можно их же послушать в авторском исполнении. Это образцовые воспоминания артиста эстрады шефские концерты, Театр сатиры, Фаина Раневская, битва за гараж. Слушать их уж точно приятней, чем читать: все-таки чувствуется закалка матерого конферансье.
К тому же, когда читает собственно автор, не возникает вопросов, зачем вообще нужны аудиокниги. К сожалению, такого в продаже немного. Есть, правда, еще одна редкая запись: Леонид Юзефович читает две свои старые новеллы, «Грозу» и «Колокольчик». «Гроза» это школьная повесть, «Колокольчик» ну, скажем, рассказ о поздней любви. Просто выдающаяся русская проза, и прочитана она настолько естественно, как будто старый знакомый пересказывает пару историй из жизни.
Такие проекты лучше всего напоминают о времени, когда понятия «аудиокнига» не было вовсе, зато было родное «театр у микрофона». Ничего лучше постановок из архивов Гостелерадиофонда на свете нет; их, слава богу, переиздают, но
Еще аудиокнигами очень удобно затыкать рот детям, это родители давно поняли, особенно чтобы не галдели в машине. Тут выбор довольно велик: издатели про детей тоже все понимают неплохо, а сказок и музыкальных спектаклей в советское время записали изрядно. Но попробуйте поставить, скажем, «Али-Бабу и сорок разбойников» любой порядочный человек старше 1980 года рождения немедленно въедет в столб: там же надо подпевать, махать руками и вспоминать, кто на конверте пластинки держал пиалу Табаков или Филатов. Самая мощная запись такого рода это, конечно, «Алиса в Стране чудес» с песнями Высоцкого: в принципе, если собрать людей, которые еще помнят тот заветный винил, эффект от прослушивания может быть сравним с коллективным приемом ЛСД. За одно это переиздание «Мелодии» нужно кланяться в ножки ближайшие лет десять.
А тот ночной водитель потом рассказал, какие наглые пошли народные артисты (берут почасовую оплату и нарочно читают медленно), признался в любви к «Радионяне», пообещал расширить репертуар В общем, помирились мы с ним.
Аудиокниги: топ 5 по данным интернет-магазина «Озон»
1. Евгений Гришковец. Mp3-коллекция. «Мистерия звука»/«Снегири-музыка»
2. Михаил Козаков. «Мой Бродский
» «1С»
3. Олег Табаков. «Сказки А. С. Пушкина». «Два жирафа»
4. Иннокентий Смоктуновский. «А. С. Пушкин: Пир во время чумы. Моцарт и Сальери. Лирика». «Мелодия»/«
5. Никколо Макиавелли. «Государь». Студия «Ардис»