Атлас
Войти  

Также по теме

Музыка протеста. Кому нужен «Белый альбом»

17 июня закончился прием треков в «Белый альбом» — интернет-сборник, выпускаемый под лейблом «Содержание» Василием Шумовым, Артемием Троицким и Александром Липницким. Как объясняют создатели, эта инициатива призвана поддержать движение «Оккупай» и требования об освобождении политзаключенных и политических реформах в стране. «Белый альбом», опубликованный на сайте портала PublicPost, состоит из четырех дисков и включает в себя более 300 треков. В конце июня, если удастся собрать деньги на издание, альбом планируется выпустить на компакт-дисках. БГ поговорил с его инициаторами и музыкальными критиками о том, как создавался этот сборник и кто станет слушать 300 песен протестной музыки

  • 6138
белый альбом





Шумов
Василий Шумов
создатель «Белого альбома»
____

«Из музыки, больше чем из какого-либо другого вида искусства, исчезло содержание. Все последние годы оно уходило и уходило, окончательно превращая музыку в развлекательный продукт, триумф формы: неважно, что поется, важно — как. Сейчас мы наблюдаем в обществе возрастающую потребность в содержании и тоску по нему, которую пока никто не утолил. И как только ты обращаешь на это внимание, пытаешься рассказать о том, что в воздухе вокруг тебя, — содержание неминуемо получается протестным.

Непосредственным импульсом к созданию «Белого» стала прогулка писателей — акция с четким содержанием и посланием, вызвавшая большой резонанс. Я встретил в лагере «Оккупай» на Кудринской Артемия Троицкого. Мы стали говорить о том, чем музыканты могут ответить на то военное положение, которое фактически было введено в городе. Мы решили, что самой адекватной формой будет альбом — если прогулка превратится в воспоминание, то альбом остается доступен, его можно переслушать. К тому же на акцию может прийти кто угодно, а альбом — это документ, где все четко сформулировано: мы поддерживаем резолюции митингов, мы солидарны с политзаключенными, мы поддерживаем движение «Оккупай». Знаком такой солидарности для музыканта стало предоставление своего трека на безвозмездной основе.

Cреди более 300 треков на диске есть и панк, и шансон; есть вещи не гражданского содержания о личном и об ощущении от жизни вокруг, а есть и протестные гимны; представлены все поколения, все регионы — ближнее и дальнее зарубежье. Главное — участвовать: участвуя, утверждаешь свою солидарность».



Липницкий

Александр Липницкий  
создатель «Белого альбома»
____

«Я собирал музыкантов — обзванивал, предлагая им выступить в защиту девушек из Pussy Riot, солидарности с политзаключенными. Это была интересная работа — любопытно осмыслить, насколько по-разному разные музыканты к этому отнеслись. Например, с лидером «Машины времени» я встречался лично. В ответ на мое предложение поучаствовать в альбоме Андрей Макаревич сказал, что с двумя другими инициаторами проекта, Артемием Троицким и Василием Шумовым, он не в ладах — якобы те используют каждый случай, чтобы обидеть или унизить Андрея Вадимовича: «Был бы это твой альбом — поучаствовал бы без вопросов». По тем же причинам отказался Александр Градский — у них с Троицким вражда еще с 1980-х. При этом музыкант «Машины» Александр Кутиков прислал свой сольный трек, который вошел в альбом. Лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук на мой вопрос, не хочет ли он предоставить нам трек, ответил: «Конечно, бери любой», а потом добавил: «Давай «Песню о свободе» — народ ее полюбил как-то». Был и еще забавный звонок. Имени своего собеседника я раскрывать на всякий случай не буду — это был лидер одной из лучших панк-групп. На мою просьбу он ответил: «Ты знаешь, все это слишком безопасная затея: максимум, что будет, — вас за этот альбом арестуют. А я хочу подождать, когда на сторону народа начнут переходить молодые солдаты. Вот тогда имеет смысл устраивать рок-н-ролл!» С «Аквариумом» вышло забавно — мы с Борисом Гребенщиковым давно дружим, и обычно он берет трубку, когда я звоню. А в этот раз — не брал и не брал. Мне кажется, у него очень развита интуиция. Ведь у него есть какие-то личные, дружеские отношения в администрации президента, и там к нему благоволят. Зато один из основателей «Аквариума», Сева Гаккель, дал в «Белый альбом» очень остроумную песню «Карусель». Вообще многие откликались мгновенно — например, Алексей Романов, основатель группы «Воскресение».

Я думаю, что заданный нами посыл может иметь продолжение, и для него есть готовые площадки — например, «Максидром» и «Нашествие». Там музыканты могут встретиться, посмотреть друг другу в глаза и понять, что они стоят на одной позиции — позиции солидарности. У меня недавно в эфире был Олег Скрипка из «Воплей Видоплясова». Узнав, что мы собираем «Белый альбом», он сказал: «Знаешь, «оранжевая революция» ведь тоже началась со сборного концерта...».



Троицкий

Артемий Троицкий
создатель «Белого альбома»
____

«Для меня в этом проекте важна не популярность артиста и не его «актуальность». Важно то, что в среде доминирующего, почти тотального конформизма (каковой является наш музбизнес и поп-тусовка), вдруг обнаружилось немало — а скорее даже, на удивление, много — смелых музыкантов с неприспособленческой гражданской позицией. В 80-е подпольным музыкантам было нечего терять, и поддержка перемен была практически единодушной. Сейчас — удивительно, но факт — очень многие просто бздят. В основном, как мне представляется, по денежно-карьерным причинам, хотя отговорки — самые разные.

При этом Путин и его режим достали всех — даже тех, кто боится в этом сознаться. Поэтому инициативы, подобные художническим и музыкантским, должны возникать повсюду — среди врачей, олигархов, молодых матерей, футбольных болельщиков. Вообще, среди всех людей, кроме садистов-силовиков и жуликов-воров, которые от этого режима кормятся и жиреют. В случае с «Белым альбомом» результат получился массивный — уже более 300 участников. Для сравнения: в США похожий проект в поддержку движения «Оккупай» собрал 99 артистов. Да и содержание у «Белого альбома» довольно убедительное».



Бояринов

Денис Бояринов
Openspace.ru
____

«Я поддерживаю этот альбом, как и любую другую осмысленную акцию солидарности, и готов подписаться под любым призывом освободить Pussy Riot.

Но сборник меня удивил. Помимо известных героев вроде Нойза MC, Юрия Шевчука и Глеба Самойлова, там есть множество самодеятельных музыкантов, качество песен которых удручает. Лучше бы они не пели. Девяносто процентов песен из больше чем 14 (!) часов звучания — полный шлак. Возникает вопрос: все ли 300 песен со сборника внимательно послушал его продюсер Василий Шумов? А также — зачем включать в протестный альбом песни типа «Заяц-краб» или «Говно атакует»? Конечно, протест может быть сколь угодно метафоричен, но кажется, с тем же успехом эти нетленки могли бы исполняться по любому другому поводу и в любой другой компании.

Я понимаю, что составители сборника ставили себе цель показать, что есть много неравнодушных. Но, к сожалению, в этом случае непонятно, где заканчивается неравнодушие и начинается обыкновенное желание людей попиариться на теме протеста. На мой взгляд, было бы лучше, если бы «Белый альбом» включал в себя всего двадцать песен, но действительно хороших, которые бы вместе складывались в единое осмысленное послание. Было бы также интересно подключить к такому альбому не самодеятельных, а условно известных музыкантов, от которых не ожидаешь поддержки протестным настроениям. Например, группу Pompeya или Tesla Boy, Жанну Агузарову или даже Аллу Пугачеву. Ведь никто не сомневался, что Нойз MC и Шевчук отдадут в этот проект свои композиции, тем более уже старые и засвеченные. А вот то, что на нем появляются Александр Кутиков из «Машины времени» и группа «Браво» — гораздо интереснее. И, кстати, поскольку этот альбом адресуется в первую очередь в поддержку Pussy Riot, на нем отчаянно не хватает женских голосов.

Проблема «Белого альбома» — та же, что с акцией Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Мне нравится интенция, но форма слабовата. Не всякий плакат хорош только потому, что на нем написано «Путин, уйди». Бывают плохо сделанные плакаты, а плохо сделанные песни-плакаты — вдвойне отвратительнее. А так, я приветствую всякого рода акционизм, тем более музыкальный. Я был бы рад, если бы та сторона включилась в диалог, откликнувшись тоже музыкальной акцией. Например, Сурков в ответ спродюсировал бы какой-нибудь «Черный альбом» или «Черную флешку». Я был бы рад, если бы молчаливое противостояние превратилось в диалог на музыкальном ринге».



Барабанов

Борис Барабанов
«Коммерсантъ»
____

«Мне совершенно неинтересно слушать какой бы то ни было альбом, состоящий из 300 песен, и, думаю, составители «Белого альбома»прекрасно понимают, что абсолютное большинство тех, кто получит информацию об альбоме, максимум, что сделает, — это прочтет имена участников, просто, чтобы понимать, кто «с нами», а кто «против нас».

К сожалению, у меня не было ни сил, ни времени внимательно прослушать и предыдущие «протестные» сборники, которые курировал господин Шумов. Любой альбом его группы «Центр» сильнее любого из его «протестных» сборников. Насколько я понимаю, его продюсерское участие в этих проектах было минимальное как в отборе треков, так и в создании самого музыкального материала. В те же диски «Содержание» попали, наряду с интересными вещами, масса скучных и пресных треков от бездарностей, которые увидели в этом проекте PR-ресурс. То же и здесь.

Должен признаться, что отношусь к числу людей, которые и в истории с Pussy Riot не сбрасывают со счетов музыкальную составляющую. Девушек жалко, как жалко любого человека, которого держат за решеткой непонятно за что. Но вряд ли кому-то в здравом уме придет в голову всерьез обсуждать художественные достоинства их песен. Хотя, впрочем, я стоя аплодировал бы человеку, который на самом деле потратил бы время на то, чтобы из их убогого материала вычленить нечто здравое, то, что может работать в рамках традиционного песенного дискурса. Вероятно, это возможно, только у нас никто этим не занимается, все дико заняты собственным промо. Я слышал только пару ремиксов, таких же беспомощных, как и сам оригинал.

Составители «Белого альбома» — уважаемые люди, но нужно понимать, что у них нет сейчас никакого медийного ресурса, чтобы этот релиз стал событием в масштабах страны, то есть мог на что-то реально повлиять. Это опять послание тем, кто и без «Белого альбома» в курсе того, как обстоят дела. Понятно, что в таком наборе треков (альбомом я бы его все же не рискнул назвать) не обошлось без ДДТ и Нойза МС. Но в списке треков я не увидел, например, песни «Свобода», которую в рамках проекта Amnesty International Toast to Freedom записали Баста, Смоки Мо, Билли Новик и еще несколько отличных ребят. У клипа на эту песню под миллион просмотров в интернете. Вероятно, в понимании Василия Шумова, Баста должен был как-то сам обратиться в «дорогую редакцию»: «Возьмите нашу песню, пусть она будет 231-й». Так, что ли?

Мне кажется неправильной практика типа «участвовали все, кто захотел» (как и в случае с трибьютом «Аквариуму» на «Ленте.ру», кстати). Так, конечно, меньше геморроя, но так вас точно никто не услышит».



Кондуков

Александр Кондуков
Rolling Stone

____

«Нам в очередной раз предоставлен беспорядочный набор треков от людей, о которых все немного забыли, а благодаря протестному движению они могут о себе напомнить. У меня нет к этому никакого презрения – все люди, которые задействованы в составлении этого сборника, мне лично симпатичны. Особенно Шумов с его спортивным духом – именно благодаря ему вся эта затея и обросла хотя бы какими-то мышцами. Он в этом проекте -- как тренер детской хоккейной команды, он дает подопечным (у которых нет никаких особых навыков) несложные упражнения, и они их выполняют. В данном случае таким упражнение является обнародование трека в современном формате. Этот формат малость недодуман – понятно, что ни редактуры, ни отбора не было, вместо него – стремление к высоким заявленным целям.

А с протестным движением все ясно. Едва ли консолидация таких музыкантов, как Глеб Самойлов и реппер Сява убедит кого-нибудь, что у нас есть некая интеллигенция, которая действительно готова достать браунинги своих дедушек и начать расчищать себе дорогу к Кремлю.

Вообще, мне кажется, устроителям этой акции стоило бы подумать не о выпуске какого-то сборника-монстра, предназначенного для всеобщего скачивания, а о приглашении какого-то знаменитого иностранного музыканта, который поддерживал бы их идеи. Один из лозунгов «Белого альбома» - солидарность с движением «Оккупай». Вот и пригласили бы, скажем, Томи Морелло – он горячо поддерживал это движение. Международное значение этой акции было бы куда выше, резонанс бы был больше. Наша же музыкальная среда так или иначе существует для внутреннего употребления и обслуживает его – как было у нас 10 талантливых групп на фоне множества копиистов, так и осталось, как были свои локальные гении, вроде Леонида Федорова – так и остается. Никакого нового содержания российская рок-сцена не прибавила».



Биргер

Георгий Биргер
GQ
____

«Это очень странная инициатива, нацеленная в никуда. Своего рода междусобойчик — вещь глубоко противоположная тем сборникам, которые делаются на Западе для поддержки политических, гражданских и благотворительных инициатив. Мне сложно представить себе людей, которые не слушали эту музыку — а теперь на протестной волне послушают и втянутся. Мало и меломанов, которые послушают эти песни, где старье перемешано с неизвестным новьем, и проникнутся протестными настроениями. В 1980-е песни и «ДДТ» не просто были вписаны в контекст перестроечных перемен, но и работали сами по себе: и Кинчев, и Шевчук поднимали вопросы, о которых людям так или иначе надо было поговорить между собой. В «Белом альбоме» такой актуальности нет — здесь множество разных контекстов, множество разных разговоров с разных кухонь, которые не объединены одним существованием, одним контекстом, одной повесткой».



Ганкин

Лев Ганкин
«Москва 24»
____

«В пояснении к «Белому альбому» Василий Шумов говорит о том, что этот сборник может по праву считаться музыкальной версией «Марша миллионов».

Мне кажется, это очень точное замечание, поскольку первая эмоция, которая возникает при знакомстве с альбомом, — это все то же радостное митинговое «как же нас много!». Три сотни, четырнадцать с лишним часов звучания — действительно внушительные цифры, и то, что удалось собрать столько народу, — безусловная организаторская удача. Если и не качеством материала, то его количеством этот проект точно запомнится.

При этом слушать альбом, раскрыв его трек-лист и ознакомившись с именами, абсолютно не хочется — я буквально заставил себя ткнуть наугад в десяток песен незнакомых артистов и так и не смог ни за что зацепиться. Это тоже как с митингами: пройтись по бульварам в знак протеста можно за милую душу, а слушать речи со сцены уже тяжеловато. Я думаю, довольно наивно полагать, что издание «Белого альбома» будет иметь какой-то заметный социальный эффект — здорово, конечно, что группа «Браво» подарила сборнику свою песню, но этот факт вряд ли заставит ее поклонников в массовом порядке переметнуться на сторону несистемной оппозиции. Тем более что найти в треклисте «Браво», «Крематорий» или, скажем, Нойза MC совсем нелегко — подавляющее большинство композиций принадлежат исполнителям, которых можно великодушно назвать малоизвестными: поди продерись сквозь это нагромождение непонятных названий.

Проект, о котором мы говорим, — это памятник энтузиазму Василия Шумова и его соратников, и не более того. Что его, впрочем, нисколько не умаляет».

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter