продюсер: Марина Сагомонян, фотографии: Антон Акимов
Эмма Малая, старший научный сотрудник Музея кино, заведующая предметно-мемориальным фондом:
«Реквизит в фильме создает конкретную среду, в которой происходит действие. К сожалению, после съемок декорации не сохраняются, а реквизит иногда сохраняется, по нему можно представить историческую эпоху, место действия, социальную среду и даже жанр и художественное решение фильма»
Фильм «Возвращение мушкетеров»
Режиссер — Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 2009
Комментарий смотрителя: «Композиция составлена из атрибутов, характерных для фильма в жанре плаща и шпаги. Реквизит тщательно выполнен по историческим образцам, пистолеты даже имитируют выстрел»
Фильм «Юность Петра»
Режиссер — Сергей Герасимов, 1980
Комментарий смотрителя: «Трон, строго говоря, является не реквизитом, а скорее деталью декорации, но его мы сочли интересным в силу исторической значимости»
Фильм «Адмирал Ушаков»
Режиссер — Михаил Ромм, 1953
Комментарий смотрителя: «В фильме много морских баталий. Некоторые кадры сняты методом комбинированных съемок с помощью макетов. Это макет корабля, поврежденного в морском бою. Корабль чудом сохранился в макетном цехе «Мосфильма»
Фильм «Королевство кривых зеркал»
Режиссер — Александр Роу, 1963
Комментарий смотрителя: «Эскиз этого ключа выполнила я. Он играет большую роль в фильме — с его помощью девочки освобождают своего друга Гурда»
Фильм «Убить дракона»
Режиссер — Марк Захаров, 1988
Комментарий смотрителя: «К сожалению, весь драконне сохранился»
Фильм «Через тернии к звездам»
Режиссеры — Ричард Викторов, Николай Викторов, 1980
Комментарий смотрителя: «В этом фантастическом фильме много комбинированных кадров, снятых с помощью макетов, которые художник должен был придумать. Голова робота интересно смотрелась на экране — на ней зажигались лампочки, включались какие-то датчики, сигналы»
Фильм «Мэри Поппинс, до свидания!»
Режиссер — Леонид Квинихидзе, 1983
Комментарий смотрителя: «Персонажи фильма катались на карусели натуральной величины. Потом карусель должна была улетать в небо. Это можно было снять только методом комбинированных съемок. Макет подвешивали на тросе к подъемному крану и, вращая, поднимали очень высоко, пока карусель не исчезала в небе, светясь множеством крошечных лампочек»
Фильмы «По щучьему веленью» (1938), «Кащей Бессмертный» (1944) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)
Режиссер — Александр Роу
Комментарий смотрителя: «Эти предметы из сказок, известных всем. Они не нуждаются в комментариях, здесь может быть только радость узнавания»
ТВ-сериал «Королева Марго»
Режиссер — Александр Муратов, 1996
Комментарий смотрителя: «Это имитация предметов интерьера, Франция, XVI век. Например, декоративные вазы, выполненные из папье-маше, — имитация старинного европейского фарфора с многоцветной ручной росписью на средневековые сюжеты»