Алексей Родионов, смотритель зала:
«Конечно, любому оператору полезно знать, на что снимали раньше, это дает перспективный взгляд. Принцип работы камер практически не поменялся за все годы их существования. Да и задачи производителей, на мой взгляд, одинаковые что тогда, что сейчас — сделать аппаратуру, которая была бы компактной и надежной»
Фотоаппарат салонный, 1908, США
Аппарат для портретной съемки. Именно на него снимали артистов Большого театра, а на аналогичные аппараты — звезд раннего русского кино В.Холодную, И.Мозжухина, В.Полонского (на фотографиях)
Комментарий смотрителя: «Когда смотришь на него, думаешь, насколько в то время фотографирование было серьезным процессом. И, конечно, прекрасный дизайн аппарата!»
«Волшебные фонари» и световые картины к ним
Ранние (начала XX века) конструкции диапроекторов, дающих увеличенное изображение со стеклянного диапозитива
Комментарий смотрителя: «Это все предтеча кино. «Фонари» отражают стремление иметь высокого качества изображение на большом экране»
Кинокамера УС-2 «Дружба», 1970—1972, СССР
Камера для съемок в павильоне и на натуре. Использовалась, в частности, на съемках картин А.Довженко. На фотографии — В.Тихонов с этой камерой на съемках фильма «Белый Бим Черное ухо»
Комментарий смотрителя: «Дружба» должна стоять на штативе, ее быстро не двинешь. Она еще и свет собой перекрывает, то есть влияет на характер освещения»
Кинопроектор ГОЗ, 1928—1930, СССР
В 1930-х появился лозунг «Даешь кинопередвижку!» — и кино пришло в деревню, в отдаленные районы, в горные аулы, в тундру. ГОЗ — первый советский кинопроектор, кинопередвижка
Комментарий смотрителя: «Это ведь машина с ручным приводом — нужно долго крутить ручку с определенной скоростью. Это кинопередвижка, значит, человек должен был куда-то ехать долго и после этого крутить кино несколько сеансов подряд»
Увеличительная камера «Кантилевер №1», 1908, США
Очень редкий ранний образец фотоувеличителя, с помощью которого возможно было получить изображения большого размера. Он может быть использован также как «волшебный фонарь»
Военная кинотехника, 1943—1944, США
Слева направо: авиационная камера АКС, 1940, СССР; ручные кинокамеры «Аймо», 1943—1944, США; кинопулемет, изобретение советских операторов-документалистов. На фотографии представлены кадры кинохроники
Комментарий смотрителя: «Копией такой камеры «Аймо» мы во ВГИКе снимали. Эти легкие камеры, для съемок кинохроники, подтолкнули снимать и художественные фильмы в большей степени ручными аппаратами»
Киносъемочный аппарат, 1908, Франция
Один из первых киноаппаратов, появившихся в России. Производитель — фирма «Братья Пате». При помощи такого аппарата снимали коронацию Николая II и 300-летие Дома Романовых, а А.Дранков — Л.Толстого в Ясной Поляне
Комментарий смотрителя: «Поражает качество изображения, которое он дает. Детализация необыкновенно богатая! В жизни не видел такой черно-белой картинки. Кстати, у нас ее называли «верблюдом» — у нее кассеты сверху, как два горба»
Киносъемочный аппарат «Парво-Л», 1925—1927, Франция
На такую технику снимался легендарный «Броненосец «Потемкин» С.Эйзенштейна, фильм «Киноглаз» Д.Вертова. На фотографии — съемки фильма «Дезертир» В.Пудовкина
Комментарий смотрителя: «Это рабочая лошадка 20-х годов. Этой камерой столько было снято картин!»
Кинопроектор ГОЗ, 1940—1945, СССР
При помощи таких проекторов показывали художественные фильмы и кинохронику на фронте и в тылу. Плакаты представляют известные фильмы, которые демонстрировались при помощи именно таких проекторов